• Русак Ольга. Если друг оказался вдруг...

    Еще древнеегипетский автор «Спора разочарованного со своей душой» (XXIII-XXII века до нашей эры) горько сетовал на оскудение человеческого общения: «Кому мне открыться сегодня? Братья бесчестны, друзья охладели... Нет закадычных друзей, с незнакомцами душу отводят». За 400 лет до Рождества Христова Платон, греческий философ, ученик Сократа, воскликнул: «Друзья, друзья! Как мало в мире друзей!» В середине ХХ века весь бывший Советский Союз распевал песню Высоцкого:

    Если друг оказался вдруг,
    И не друг и не враг, а так.
    Если сразу не разберешь,
    Плох он или хорош…


    Изменилось ли что-нибудь сегодня? Похоже, что нет. По-прежнему в отношениях людей очень часто отсутствует любовь. А без нее настоящая дружба невозможна.

    Недавно услышала из уст сестры во Христе такую фразу: «Вот пришла работать в христианский коллектив, думала, что попаду в «рай», но оказалось, что даже в мирских организациях сотрудники ведут себя друг с другом намного дружелюбнее». Больно было далеко не в первый раз услышать, что христиане зачастую совершенно не умеют дружить…
    Толковый словарь русского языка определяет понятие «дружба» как отношения между кем-либо, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п. Дружба в отличие от чувственной любви является важнейшей из человеческих привязанностей. Но объекты наших привязанностей различны. Можно любить либо то, что хорошо, либо то, что приятно, либо то, что полезно. Однако дружба, основанная на соображениях пользы или удовольствия, не может быть прочной. Истинная дружба бескорыстна, соображения пользы, удовольствия, взаимопомощи и т.д. не имеют в ней решающего значения, потому что отношение к другу в принципе не отличается от отношения человека к самому себе.

    «Естественная дружба» не является, по мнению Фомы Аквинского, добродетелью, так как она основана на преходящих земных благах. Она становится добродетелью, только подчиняясь любви к Богу и благочестию. «Благочестие – мать дружбы», – утверждал Бернард Клервосский. «Что есть дружба? – вопрошает Павел Флоренский. — Созерцание себя через друга в Боге».

    Над последним определением дружбы знаменитого богослова я задумалась всерьез и решила поразмышлять над тем, какая же модель дружеских отношений подходит христианам. Лично я очень дорожу дружбой с одной из моих самых близких подруг Викторией. Она гораздо старше меня, практически годится в матери, но мне так приятно общаться с ней, вместе молиться! Виктория, которую я считаю и своей наставницей, помогает мне совершенствовать себя, указывает пути, где и как надо работать над собой, иногда критикует и обличает меня. Но при этом делает она это так тактично, так нежно… И я принимаю ее обличения. Как добро и благо. Ибо понимаю, что они исходят от любящего сердца. Содействуя личному очищению и освящению, наша дружба обезоруживает дьявола, облекает нас в непобедимую броню праведности, преображает нашу жизнь изнутри. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – говорит Христос (Ин.15:13). Слово Божие не подразумевает здесь единичного героического акта. Физически умереть за друга – подвиг, героическое дело, но он менее значителен по сравнению с подвигом ежедневного креста, с подвигом несения бремени друга своего. Несмотря на разницу в возрасте и, казалось бы, разные интересы, мы обе с нетерпением ждем продуктивных, взаимоназидающих встреч, которые, к сожалению, из-за нехватки времени, бывают не такими частыми, как хотелось бы.
    По мысли Шиллера, дружба возникает не между двумя однозвучными душами, а между гармонически звучащими. На земле вряд ли отыщешь людей, во всем похожих друг на друга. Даже апостолы Христовы, и те очень сильно отличались один от другого: пылкий Петр, задумчивый и созерцательный Иоанн, суровый Иаков. Но сердца их, воспламененные любовью к Богу и к людям, взаимно дополняли, скрепляли и обогащали друг друга. Да и сама Церковь Христова, как всемирное сообщество верующих, должна представлять собой гармоничное и стройное здание, основанное Христом, «на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф.2:21).

    Какое замечательно напутствие Павла! Но насколько гармоничны отношения между братьями и сестрами в реальной жизни? Думаю, всем на нужно хорошо усвоить, что чисто человеческих усилий недостаточно для укрепления дружбы. Ведь всякий дар совершенный «нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Чем глубже связь с Богом, тем крепче и неразрушимее дружба христиан. Такая дружба – отблеск Божией любви, живая частица Тела Христова. Она чиста, жертвенна и бескорыстна.
    Нам, современным христианам, есть о чем подумать. И в первую очередь подумать о самом себе. Ведь прежде, чем требовать к себе дружеского и участливого отношения от других (а требовать мы ох как умеем!), необходимо стать дружественным и участливым самому. В этой связи вспоминается ответ одного мальчишки из воскресной школы, где я преподаю. На мой вопрос: «Что такое дружба?», он, не задумываясь, выпалил: «Дружба – это когда твой друг знает о тебе все и все же любит тебя». Интересный ответ, не правда ли? Как в древние времена, так и в наше время, были и есть истинные друзья, какими, к примеру, были Руфь и Ноеминь, Ионафан и Давид. Сколько их – это уже другой вопрос, но они были, есть и будут у тех, в чьих сердцах господствует Иисус Христос.

    Есть у меня еще один пример прекрасных дружеских отношений, связанный с очень важным для меня событием из теперь уже далекого атеистического детства. В квартиру, в которой я жила со своими родителями, часто заходила старенькая уборщица, чтобы набрать воды для уборки подъезда. Моя мама была гостеприимным человеком, и каждый раз приглашала бабушку попить с нами чайку. Впоследствии между женщинами завязалась настоящая дружба. Казалось, что могло связывать необразованную пожилую уборщицу, и еще достаточно нестарую учительницу русского языка и литературы, поэтессу? Тогда я этого не понимала. Но теперь мои глаза открылись. Бабушка была верующим человеком. Вскоре моя мама умерла от тяжелой болезни. После похорон соседка поведала мне, что незадолго до смерти, когда нас с папой не было дома, мама громко молилась: «Господи! Прости меня, грешную. Прости, и отпусти!» Мама умерла во сне. Мы с папой даже и не поняли сразу, что ее уже нет с нами. Она будто спала, а на лице ее царила безмятежная улыбка. Рядом с мамой, на уровне сердца, лежала небольшая иконка, подаренная бабушкой-уборщицей. На ней были изображены Мария с Младенцем Иисусом на руках и начертаны слова, которые я запомнила на всю жизнь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34). Теперь я точно знаю, что в те далекие безбожные 80-е годы, моя мама познала любовь и прощение нашего Бога. Благодаря дружбе с простой и незаметной для людей, но великой в глазах Бога бабушкой. Может ли кто из нас похвастаться, что имеет такую Божью любовь сегодня, когда Евангелие проповедуется по всему миру? И часто ли мы слышим от своих неверующих родных, соседей, коллег по работе слова типа: «Посмотрите, как христиане любят друг друга, – как будто рождены они от одного отца и одной и той же матери!»?

    Читатель, привыкший к моим материалам, посвященным браку и семье, воспитанию детей, возможно, задастся вопросом: какое же отношение данная статья имеет к рубрике «Моя крепость»? Отвечу: самое прямое! Предвзятые мнения, обиды, злопамятство – это короста на теле поместных церквей, других христианских коллективов, которая, как заразная болезнь поражает и семью. Лечение этой болезни всегда начинается с покаяния той стороны, которая ближе к Богу, ибо в подобных положениях невиновным бывает только тот, кто еще не родился. Малая вина и большая – все равно вина. Сознавая это, легко прощать и покрывать любовью недостатки характера ближнего, молиться о нем и любить его. Не так ли, жены?

    Давайте будем честными и разберем еще одну, негативную модель наших отношений, возникающих в общении с самыми близкими нам людьми. Многие из нас, имея неверующих мужей, независимо от того, сколько лет посещают церковь, работают в христианских организациях или несут то или иное служение, по-прежнему в доме своем играют роль жертвы, утверждая (заметьте, именно утверждая!) своего супруга на роль палача. Упреки «любимому» мужу все сыплются и сыплются, злые слезы все не высыхают и не высыхают… А пробовал ли кто-нибудь из нас встать на место своего мужа? Почувствовать его боль, разочарования, одиночество и поделиться с ним любовью, миром, покоем, которые нам по благодати дает Господь? Ведь именно так поступают настоящие друзья! Но нет… Намного легче запереться в своей комнате, провести в слезах бессонную ночь, погрязая все больше и больше в болоте самооплакивания. А утром пойти на работу. Возможно, и в христианский коллектив. Неся туда свой яд, замешанный на обидах, непрощении и постоянных претензиях к мужу, свекрови, детям. Пишу я об этом, в первую очередь обращаясь к самой себе. Но надеюсь, что кто-то из читающих эту статью, сможет увидеть и себя. Однажды мой муж упрекнул меня: «Не понимаю, чему ты можешь учить своих «овечек» (это по поводу моего служения учительницей воскресной школы), требуя от меня того, чего не имеешь сама!» Сказал он это, конечно, в гораздо более грубой форме, причинив мне тем самым невыразимую боль, но… Я извлекла из этой ситуации весомый урок…

    Вспоминается случай, рассказанный мне знакомой. Ей очень нравилась одна сестра, которая вместе с ней посещала поместную церковь. Правда, та выглядела несколько нездоровой и хрупкой, однако никогда ни на что не жаловалась, была со всеми приветливой, дружелюбной, отзывчивой на любую просьбу о помощи. Эта христианка много молилась и постоянно заявляла в церкви одну и ту же нужду: о спасении своего мужа. Через непродолжительное время она умерла. Врачи констатировали, что женщина скончалась от многочисленных внутренних кровоизляний. Вся община была в недоумении. Но не прошло и нескольких недель, как на пороге церкви появился мужчина. Как выяснилось впоследствии, это был муж умершей христианки. Он взошел на кафедру, упал на колени, и стал неистово рыдать. После вознес руки к небу и произнес: «Господи! Прости меня! Я столько лет избивал свою жену за то, что она верила Тебе, в Твою спасающую силу! Теперь ее нет на этом свете. Но я знаю, Ты забрал ее к Себе, потому что она любила меня так, как любишь Ты! И она своими молитвами, ценой собственной жизни, достучалась до моего грубого и жесткого сердца!» Женщина в буквальном смысле положила свою душу за супруга, исполнив тем самым обетование Божье: жена спасет мужа. А мы… Верим ли мы, что наши неверующие мужья хотя бы в конце жизни воззовут к Богу, видя наше «чистое и богобоязненное житие»?

    Конечно, я не призываю всех тех, кто имеет мужей-алкоголиков поступать как вышеупомянутая женщина, в каждой семье ситуации разные, но… Зачастую мы боремся с сатаной, в молитвах запрещаем ему действовать в наших домах, в сердцах наших мужей, а враг душ человеческих в это время посмеивается и шепчет: «А ты вначале убей в себе гордыню, превозношение и «супердуховность», тогда я, возможно, и покину твой дом и перестану брызгать яд из твоего сердца в сторону родных, братьев и сестер по вере, коллег по работе»…
    Я рассмотрела несколько примеров дружеских отношений, прокомментировав, какие из них, на мой взгляд, являются приемлемыми для христиан, а какие нет. Но это лично мой взгляд. А какую модель дружбы выберете вы, дорогие читатели?


    Обсуждение темы здесь:
    http://www.evangelie.ru/forum/t52138.html
    Эта статья изначально была опубликована в теме форума: Русак Ольга. Если друг оказался вдруг... автор темы Евлампия Посмотреть оригинальное сообщение