• Олизаревич Н. Восхищение Церкви как часть Второго Пришествия Христа

    Автор рассматривает второе пришествие Иисуса Христа как величественное единое событие в завершение судеб этого мира. Смерть на Голгофе, воскресение и второе пришествие Господа Иисуса Христа – это глобальная макрокосмическая ось, вокруг которой вращается человеческая история.

    Господь вернется в Своем величии на землю для завершения грандиозного Божьего плана. Восстановление во всей полноте Божьего творения – это второе Пришествие Христа.

    Восхищение Церкви – не отдельное событие, а неотъемлемая часть второго пришествия Христа, вознесение Церкви для торжественной встречи Своего Царя. Церковь ожидает блаженного упования - торжественного пришествия Господа Иисуса Христа во славе, с победой и торжеством. Церковь должна быть готова к славному возвращению своего Господа.



    ВОСХИЩЕНИЕ ЦЕРКВИ КАК ЧАСТЬ ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТА

    1 ВОСХИЩЕНИЕ ЦЕРКВИ И ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ
    2 ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА И ЕГО ПРИЗНАКИ В ЕВАНГЕЛИЯХ
    3 ВОСХИШЕНИЕ ЦЕРКВИ И ЕГО СВЯЗЬ СО ВТОРЫМ ПРИШЕСТВИЕМ
    4 ПОБЕДА ИЛИ ВОСХИЩЕНИЕ ОТ СКОРБЕЙ?
    5 ВЫВОДЫ

    1 ВОСХИЩЕНИЕ ЦЕРКВИ И ДИСПЕНСАЦИОНАЛИЗМ

    Надежда многих христиан евангельских церквей обращена на предстоящее Восхищение Церкви как на особое отдельное грандиозное событие, своего рода избавление от греховного мира, избавление от скорби последнего времени. В проповедях говорится о готовности Церкви к восхищению, то и дело звучит: «Церковь, готовая к восхищению», «Время восхищения церкви» и т.п.
    Восхищение Церкви рассматривается как отдельное событие. Но позволяет ли учение Христа и апостолов рассматривать Восхищение Церкви подобным образом?

    Во многих церквях проповедуется учение о восхищении готовых и достойных христиан на небеса во время тайного прихода Христа за Своей Церковью за 7 лет до Его Второго Пришествия. Тайное восхищение по этому учению должно произойти до наступления великой скорби - особого периода в мировых событиях последнего времени, когда на земле во время царствования мирового диктатора-антихриста будут происходить ужасные катаклизмы и бедствия, массовое уничтожение живущих на ней людей, а с небес на землю будут изливаться чаши гнева.

    Это учение распространяется западными богословами-диспенсационалистами (диспенсационализм - учение, по которому Бог по-разному строит Свои отношения с людьми в разные исторические периоды - диспенсации) и проповедниками христианами-сионистами.

    Различие между Израилем и церковью является самой основной доктриной диспенсационализма. Частью Израиля становятся по естественному рождению. В церковь же вступают путем рождения свыше. Диспенсационалисты считают, что Израиль и церковь имеют разные, раз и навсегда определенные судьбы. Израиль получит вечное мирское царство, а церковь станет вечным небесным царством. Дарби, отец диспенсационализма, ясно сформулировал – «еврейский народ никогда не войдет в церковь».

    Церковь, согласно диспенсациональной доктрине, не была предусмотрена Богом в Ветхом завете и представляет собой «вставной эпизод» в Божьих планах в отношении Израиля. В будущем будет вновь установлено различие между евреями и не евреями, и оно уже будет установлено навечно. «Вставной эпизод» или эра церкви закончится с вознесением, когда Христос незримо придет взять всех верующих (кроме ветхозаветных святых) на небо, чтобы праздновать «брак агнца» на протяжении семи лет, в то время как на земле начнется «период гонений» для евреев.

    А Божий план в отношении евреев будет выполняться, в основном, в период гонений, с появлением антихриста, сосудов гнева, 144 тысяч евреев, проповедующих Христово учение и началом Армагеддона. Затем будет Второе Пришествие (или третье, если считать тайное вознесение), мгновенное обращение всего народа Израиля, воскрешение святых периодов гонений и Ветхого завета, разделение «агнцев» и «козлищ». «Козлищи» будут брошены в ад, «агнцы» и уверовавшие евреи вступят в тысячелетнее царство в своих человеческих телах, продолжая жениться, рождаться, умирать. «Тайная церковь» и воскрешенные святые периода гонений и периода Ветхого завета будут жить в небесном Иерусалиме, расположенном в небесах прямо над земным городом.

    Учение повсеместно распространено в США с начала ХХ века под влиянием доктора Скоуфилда, выпустившего в начале века Библию со своими комментариями, в которой популяризировал учение диспенсационалистов и идею о доскорбном восхищении Церкви. Сама же идея разработана Джоном Дарби, одним из основателей Плимутских Братьев в Англии. В основание доктрины о тайном Восхищении Церкви Дарби положил ряд пророчеств и видений, полученных Маргаритой МакДональд в 1830 году. (См. Приложение)

    До этого времени христианская церковь не знала этого учения. (Подробно об этом см. http://www.evangelie.ru/forum/t23467.html)
    Стоит призадуматься, почему апостолы, которых непосредственно учил Христос, и ученики апостолов не знали этого учения?

    Свойственное диспенсационализму буквальное толкование Библии приводит к мысли о необходимости военного столкновения Израиля с арабским миром, возглавляемым Россией.
    Скоуфилд считал, что у мира нет никакой надежды на переход к седьмой диспенсации (тысячелетнему царству) до тех пор, пока земля и большая часть человечества не будет уничтожена в последней великой мировой катастрофе - Армагеддонской битве, предсказанной Иоанном в Апокалипсисе, Книге Откровения.

    Наиболее преуспевший из популяризаторов «ядерного диспенсационализма» или «теологии Армагеддона» - Хэл Линдзи, автор книги «Покойная планета Земля», которая разошлась за 70-е годы ХХ века в количестве 18 миллионов экземпляров, заняв второе место после Библии. Линдзи описывает в этой и других книгах приближающуюся катастрофу. Она начнется с совместного советско-арабского нападения на Израиль, во исполнение пророчества Иезекииля. Прежде чем ядерный огонь уничтожит двухсотмиллионную армию вторжения в долине Хар-Меггидо (Армагеддон), в 50 милях к северу от Тель-Авива, она успеет истребить одну треть населения Земли. По Линдзи, агрессоров уничтожит сам Иисус, который вернется для этого на Землю и примет командование обороной Иерусалима, как и положено воинственному Мессии, которого изначально ожидали евреи.

    Диспенсационалисты учат, что второе пришествие Христа фактически пройдет в два этапа.
    Этими этапами будут:
    - тайное пришествие Христа за Церковью (парусия, явление) и восхищение Церкви (или, как говорят претрибуляционисты, пришествие за святыми);
    - откровение Господа миру (или пришествие со святыми).

    Эти два события будут разделены великой скорбью, которая продлится около семи лет. Восхищение будет тайным, его никто, кроме церкви, не заметит. Восхищение избавит Церковь от великой скорби. По прошествии семи лет Господь вернется с Церковью в славе и установит Свое тысячелетнее царство. Известный служитель русского баптистского братства И.В. Каргель в своих лекциях о втором пришествии говорил, что оно обязательно будет иметь два момента: начальный и заключительный. Начальный — это невидимый Его приход за Церковью, а заключительный — это видимое Его явление с Церковью для осуществления тысячелетнего Царства.

    Автор придерживается герменевтического утверждения, согласно которому учение (и слова, и дела) Иисуса Христа – Сына Божия, обладающего полнотой ведения, по весу и значимости являются первостепенной важности, своего рода основанием для всего остального, чему учили апостолы. В связи с этим, при рассмотрении эсхатологических событий автор трактует учение апостолов (и, в частности, книгу Откровения) в свете учения Христа.

    Что говорит об этом Библия?



    2 ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА И ЕГО ПРИЗНАКИ В ЕВАНГЕЛИЯХ

    В проповеди на Елеонской горе Иисус Христос учил о Своем видимом возвращении и собирании избранных Своих после скорби.

    «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф 24:29-31).

    Диспенсационалисты говорят, что проповедь на Елеонской горе имеет отношение только к евреям, а не к Церкви, избранные – это евреи. Джон Дарби писал: «Затем Сын Человеческий, грядущий и явленный так, пошлет собрать всех избранных Израиля от четырех концов земли. Именно этим заканчивается история иудеев и Израиля». «Речь идет об избранных Израиля», - утверждает Уильям Келли. «Когда Он сойдет, Он пошлет ангелов Своих по всей земле, чтобы собрать Свой избранный народ, верующий Израиль, в страну Палестину. Со всех концов земли они соберутся, чтобы приветствовать своего Мессию и наслаждаться Его славным правлением» (Уильям МакДональд).

    Действительно ли Елеонская беседа не относится к Церкви, а только к народу Израиля, как утверждают диспенсационалисты?
    «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф 24:9). О ком идёт речь в этом стихе: об Израиле или о Церкви Божьей? Ответ находим в последних словах стиха. Кто, начиная с Антиохии и до наших дней, называется именем Его? Дети Божьи, избранные и святые Христовы, возрожденные свыше христиане, для которых познание Его и силы «воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Фил 3:10-11) является целью земной жизни.

    Рассуждая подобно диспенсационалистам, мы можем сделать из сказанного в 3-й главе Евангелия от Иоанна тоже вполне логичный вывод, что слова Христа о рождении свыше относятся только к евреям, потому что Никодим, с которым беседовал Христос, был евреем. Следовательно, только евреи должны родиться свыше и войти в Царство Небесное. (А ведь иудеи никогда не войдут в Церковь по утверждению диспенсационалистов!) Пользуясь такими доводами, мы можем прийти к неправильному заключению, что только несколько книг в Библии должны рассматриваться, как имеющие авторитет и значение для Новозаветных верующих.

    Слово «избранные» [греч. εκλεκτοι] в Мф 24:31 того же корня, что и [εκκλησια] – собрание, церковь, которое в Новом Завете употреблено более 20 раз. Применяя это слово, Библия говорит о тех, которые избраны Богом быть верующими. Мы можем видеть это из таких мест как:
    «Так будут последние первыми, и первые последними; ибо много званных, а мало избранных» (Мф 20:16);
    «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные» (Откр 17:14);
    «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет 2:9);
    «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает (их)» (Рим 8:33);
    «Итак облекитесь, как избранные Божьи, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол 3:12);
    «Павел, раб Божий, апостол же Иисуса Христа, по вере избранных Божиих и познанию истины, (относящейся) к благочестию» (Тит 1:1).

    По мнению автора, нет оснований относить слово «избранные» к евреям, ибо оно относится к церкви.

    Как уже отмечалось, учение Господа Иисуса Христа о последнем времени записано евангелистами Матфеем, Марком и Лукой в синоптических евангелиях, так называемом малом апокалипсисе (Мф 24; Мк 13; Лк 21). Там мы находим величественные слова о грядущем видимом возвращении Христа во славе: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф 24:30; ср.: Мк 13:26 и Лк 21:27). Мы благоговейно осознаем, что само событие будет значительно превосходнее наших немощных словесных объяснений о нем. Это будет явление нашего Господа в состоянии, когда слава Его Божества более не будет сокрыта в принятой человеческой природе, но просияет через Его человеческий лик.

    В малом апокалипсисе мы находим, что второе пришествие Христа будет внезапным и неожиданным. Оно будет одинаково видимым всем живущим в то время на земле. Христос не имел поручений от Отца открывать людям время конца мира. Рассмотрим учение Господа подробнее.

    «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф 24:3). Фактически ученики задали Иисусу три вопроса о времени разрушения храма и признаках Его второго пришествия и конца мира.
    Начиная отвечать на вопросы учеников, Христос в первых словах не дает ответа. Спаситель, прежде всего, предупреждает учеников, что они могут быть обмануты ложными сообщениями о Его присутствии. Ученики должны были тщательно наблюдать, чтобы их не ввел кто-нибудь в заблуждение.

    Дальше Христос отвечает на вопросы учеников. Некоторые богословы пытались истолковать речь Иисуса как относящуюся исключительно к судьбе Иерусалима и иудейского народа; другие только - о конце мира и втором пришествии. Так, например, Лопухин показал, что в дальнейшей речи Христа излагается если не исключительно, то преимущественно практическое учение, что она не имеет целью преждевременно раскрыть судьбы мира и определить время его конца. Главное желание - научить учеников, как они должны вести себя при постоянном ожидании конца мира.

    Экзегеза проповеди Иисуса на Елеонской горе (Мф 24; Мк 13; Лк 21) позволяет нам утверждать, что она в большей мере имеет отношение к разрушению храма и Иерусалима и последующими страданиями израильского народа, каких не было от основания мира. Господь любил Своих учеников и конечно же в первую очередь хотел предупредить их и указать на признаки, предшествующие этим страшным событиям.

    Из истории иудейской войны Иосифа Флавия можно увидеть, что все сказанное Иисусом исполнилось до разрушения Иерусалима. Веспасиан осадил Иерусалим не сразу, но подавил сначала галилеян. Так начались в Палестине войны и военные слухи. Ими, после мирного века Августа, в то время был полон и весь мир. В 38 году начались смуты в Александрии, в Селевкии во время смуты было избито более 50 000 иудеев. Сильный бунт был еще в Ямнии, близ Иоппии.

    Особый интерес представляют слова Иисуса: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф 24:14, параллельное Мк 13:10). Из книги Деяния Апостолов и апостольской истории видим, что еще до разрушения Иерусалима евангельская проповедь приняла столь широкие размеры, что в относительном смысле можно говорить, что Евангелие проповедано было тогда по всей вселенной. В наше время можно говорить, что христианство есть мировая религия, хотя и не все народы просвещены светом Евангелия. Абсолютный смысл слова Христа получат пред концом мира, когда о Христе и Его учении узнают все народы.

    О мерзости запустения на святом месте. «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы…» (Мф 24:15-16). Можно предположить, что Спаситель приводит известное библейское изречение из книги пророка Даниила только в общем смысле, как оно понималось иудеями, по которому языческая сила принесет опустошение - сделает город и храм пустыней. Иосиф Флавий также пишет о запустении как о разрушении, произведенном римлянами.

    Евангелист Лука уже совсем определенно связывает мерзость запустения с разрушением и указывает на то, что признаком предстоящего разрушения храма и Иерусалима для христиан должно было послужить окружение его войсками: «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его» (Лк 21:20). И как только они увидят это, они должны срочно бежать в горы.

    Историк ранней церкви Евсевий записал, что христиане вняли предупреждениям Иисуса и спаслись бегством из города, когда они увидели его окруженным римскими войсками:

    «Люди, принадлежавшие к Иерусалимской Церкви, повинуясь откровению, данному перед войной почтенным тамошним мужам, покинули Иерусалим и поселились в Персе, в городе Пелле; уверовавшие в Христа выселились из Иерусалима; вообще все святые оставили столицу Иудеи и всю Иудейскую землю. <…>

    Сколько горя обрушилось тогда повсеместно на целый народ, и особенно на жителей Иудеи, дошедших до предела бедствий! Сколько юношей в цвете лет вместе с женщинами и детьми погибли от меча, голода или умерли иной смертью! Сколько иудейских городов были в осаде и в какой! Какие ужасы и больше чем ужасы видели беженцы, устремившиеся в Иерусалим, будто в неприступную столицу. А весь облик войны и то, что происходило в отдельных случаях, и какая, наконец, по слову пророков, мерзость запустения в издревле прославленном храме Божием, до основания уничтоженном и сожженном!»

    Это также одно из убедительных доказательств того, что проповедь Иисуса на Елеонской горе имеет непосредственное отношение к христианам.

    Если начало речи на Елеонской горе более всего касалось судеб Иерусалима и еврейского народа, то в стихах Мф 24:29-31 – величественная картина Возвращения Господа в силе и славе, а с 32 стиха Иисус дает советы, имеющие больше практический характер; и такая речь продолжается во всей 25-й главе евангелия от Матфея.

    Будут ли какие особые признаки, указывающие, что за ними последует возвращение Христа? Писание на этот счет однозначно утверждает, что таких признаков нет. Господь сравнивал мир во время Своего второго пришествия с миром дней Ноя и Лота. Писание говорит нам, что в эти последние дни люди будут жить своей обыкновенной жизнью, люди будут беспечными, несмотря на призыв Божий. Как и в дни Ноя и Лота люди ели, пили, веселились, жили и работали, не зная Бога и не нуждаясь в Боге. Умножалось нечестие, как в Содоме и Гоморре. Несмотря на Божьи предостережения и строительство ковчега люди оставались безразличными и неподготовленными к встрече со своим Создателем.

    Они смеялись над Ноем, как ныне над Церковью, и не верили, что приходит время Божьего суда. Для них день потопа, как и день выхода Лота из Содома начался так же, как и любой другой день. Пред великой катастрофой люди вели себя так же, как и в обычное время.
    Иисус говорит, что так будет и во время второго пришествия. День потопа пришел неожиданно для людей и положил конец тому привычному миру, в котором они жили. И так же неожиданно на жителей содомских с неба пролился дождь огненный и серный. Подобным образом сегодняшний мир слепо живет, строя собственные планы без Бога. Но настанет день, когда Иисус вернется и положит конец этому безбожному миру (Мф 24:37-39; Лк 17:28-30).

    Иисус подчеркнул, что день Его возвращения будет таким же, как и все остальные: «Тогда будут двое на поле, один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах, одна берется, а другая оставляется» (Мф 24:40-41). То есть разделение наступит внезапно, когда люди будут решать свои обыденные рутинные дела. Не будет какого-то особенного предшествующего или предупреждающего сигнала, не будет возможности подготовиться в последнюю минуту. Эту же истину Господь открывает и в притче о десяти девах (Мф 25:1-13). Все это должно напоминать нам о том, что, несмотря на задержку второго пришествия Христа, мы всегда должны считать возвращение Христа близким.

    Иисус не сказал ученикам о времени Своего возвращения, обратив их внимание, что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36). Это выражение возбуждало издавна среди толкователей споры. Смущало оно потому, что в нем Сыну приписывается неведение, которое, однако, не может быть приписано Ему, как Лицу Божества. Отцы ранней Церкви пытались объяснить это выражение так, что Христос приписывал Себе незнание по Своей человеческой природе (Григорий Богослов, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский). Но с этим толкованием нельзя согласиться потому, что оно разделяет Христа, тогда как оба Его естества нераздельны в своих обнаружениях. Изречение Христа «Все предано Мне Отцем Моим» (Мф 11:27; Лк 10:22) не позволяет приписывать Ему незнание времени Своего пришествия.

    По мнению Иоанна Златоуста, Иеронима, Августина, Феофилакта и др., «Господь как бы говорит, что Он хотя и знает, но не хочет открыть этот срок ученикам, потому что неполезно им было знать об этом: знание, что до суда еще долго, сделало бы их нерадивыми в благочестии... Эта мысль точнее выражена Лагранжем в его комментарии на Евангелие Марка в следующих словах: Сын знает, но не имеет от Отца поручения сообщать, что знает, и в таком смысле «не знает». Сын не знает, следовательно, как посланный Отцом Мессия; это не входит в число Его полномочий - открывать людям время конца мира».

    В притче о талантах Иисус говорил о Своём длительном отсутствии: «По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета» (Мф 25:19). Как долго Он будет отсутствовать, Иисус не сказал. Может быть, Бог не говорит об этом, потому что время возвращения Христа во многом определяется поведением людей? А может быть, и для того, чтобы вера первых христиан не была разбита в условиях гонений и неприятия со стороны общества и государства?

    Представляется вполне вероятной и такая точка зрения, что история спасения не есть заранее предустановленная схема. Это скорее динамичная связь между Богом и Его народом. Господь, открытый в Евангелиях, может сократить промежуточный период (Мк 13:20) или продлить его (Лк 13:6-9). Его благодать означает, что история - открытый процесс и что она может иметь не только эсхатологическое развитие. Соответственно в истинном пророчестве будущее описывается не как предопределенное течение изолированных событий, но скорее как возможное, когда одно событие может быть связано с другим, может оказаться предупреждением, которое принимают или не принимают во внимание; либо история представлена в нем как обетование, условия исполнения которого могут быть выполнены или не выполнены.

    Иисус учил, что Его возвращение будет одновременно и внезапным, и неожиданным. Но для преданных верующих это событие не будет сюрпризом, так как они должны жить в постоянном ожидании Господа, продолжать Его миссию на земле по спасению грешников и расширению Царства Божия независимо от того, насколько долго будет отложено Его пришествие:
    «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те». (Лк 12:35–38).

    Христиане могут быть застигнуты врасплох, только если они позволят своим сердцам «отяготиться объядением и пьянством и заботами житейскими».

    Перед вознесением Иисуса ученики спросили Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян 1:6). Очевидно, отвечая на вопрос учеников, Иисус имел в виду и время Своего возвращения: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1:7). Не наше дело высчитывать сроки второго пришествия. «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете мне свидетелями... до края земли» (Деян 1:8). Вместо того чтобы удовлетворить любопытство учеников, Иисус повелел им свидетельствовать о Нем во всем мире.

    Лишены всякого смысла любые назначенные людьми даты и предположения и времени и даже поре года, когда наш Господь может вернуться. Наша цель – проповедовать Царство Божие, наступая на силу вражью властью Иисуса и наполняя Царство спасенными душами, доколе Иисус придет. Тот факт, что время возвращения Иисусом не раскрыто, объясняет Его многочисленные указания на неожиданность возвращения и вытекающую из нее необходимость бодрствовать.

    Христианам не следует чрезмерно увлекаться знамениями второго пришествия Иисуса Христа.
    Лжехристы и лжепророки будут использовать знамения, чтобы обмануть людей и, особенно, христиан, не бодрствующих в Слове. Иисус предупреждал, что ни войны, ни ужасающие сообщения о них не являются признаком Его возвращения. По мнению Стенли Хортона, разделяемому автором, «подобным вещам надлежит произойти, ибо они – наряду с голодом, землетрясениями, гонениями, отступничеством, лжепророками и преумножением болезней - просто являются характеристикой всего отрезка времени между первым и вторым пришествиями Христа», - всего последнего времени.



    3 ВОСХИШЕНИЕ ЦЕРКВИ И ЕГО СВЯЗЬ СО ВТОРЫМ ПРИШЕСТВИЕМ

    ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ИИСУСА ХРИСТА

    Выражение «второе пришествие» не встречается в Библии, это богословский термин. В связи с возвращением Христа в Новом Завете применяются три основных греческих слова:

    парусия (греч. παρουσία): пришествие и последующее присутствие;
    апокалипсис (греч. αποκαλυπσισ): откровение, раскрытие тайны;
    епифания (греч. επιφανεια): явление.

    Парусия - греч. παρουσία - термин, обозначающий в Новом Завете явление Господа Иисуса во славе в конце времен. Слово «парусия» переводится и как «пришествие», и как «присутствие». По утверждению Лопухина, слово «пришествие» - не вполне точный перевод на русский язык. «Собственное значение слова, — от παρά — предлога, указывающего на близость, и εἰμί - есмь, - есть присутствие, и притом близкое, личное явление. По употреблению у апостола Павла, когда он говорит о Христе, слово это означает вообще второе Его пришествие».

    В евангелиях слово παρουσία употреблено только в Евангелии Матфея: четыре раза в одной и той же двадцать четвертой главе:
    «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия [παρουσίασ]и кончины века?» (Мф 24:3);
    «Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие [παρουσία] Сына Человеческого» (Мф 24:27);
    «Но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие [παρουσία] Сына Человеческого (Мф 24:37);
    «И не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие [παρουσία] Сына Человеческого» (Мф 24:39).

    Это слово несколько раз встречается у апостолов Павла (1 Кор 15:23; 1 Фес 2:19; 3:13; 4:15; 5:23; 2 Фес 2:1,8), Иакова (5:7,8), Петра (2 Пет 1:16; 3:4,12), Иоанна (1 Ин 2:28) для обозначения присутствия Христа.

    Словом «парусия» означает, возможно, не только пришествие Христа само по себе, но и принадлежащая Ему сила и власть воскрешать мертвых: «…во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие [παρουσία] Его» (1 Кор 15:22-23).

    Это же слово употреблено также в отношении людей (1 Кор 16:17; 2 Кор 7:6-7; 10:10; Флп 1:26; 2:12) и антихриста (2 Фес 2:9).

    Парусия используется в связи с восхищением Церкви: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия [παρουσίαν] Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес 4:15-17).

    К тому же, παρουσία Христа приведет не только к восхищению Церкви, но и к воскресению умерших святых, а также уничтожению человека греха: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия [παρουσίασ] Своего» (2 Фес 2:8). Последний стих показывает, что παρουσία происходит после скорби.
    Со всей очевидностью этот стих, как и 1 Фес 4:15-17 и Мф 24:27, показывает, что παρουσία никак не может быть тайным событием при такой яркой манифестации: звук трубы, воскресение мертвых, вознесение святых и суд над антихристом – все эти события будут происходить в παρουσία Иисуса в конце скорби.

    Иисус в Его παρουσία будет сопровождаться святыми. Апостол Павел молится, чтобы Бог помог «утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие [παρουσία] Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его» (1 Фес 3:13).

    Апокалипсис - греч. αποκαλυπσισ - откровение, явление, раскрытие тайны. Это слово в Новом Завете также применяется для описания возвращения Господа. Однако претрибуляционисты считают, что этим словом в Писании обозначено откровение Христа не Церкви, а миру, в конце скорби, для суда. По утверждению МакДональда «ничто не может помешать нам смотреть на восхищение как на славное явление Христа Церкви, в то время как откровение будет Его славным явлением миру». Таким образом, претрибуляционисты отделяют восхищение и παρουσία Господа от Его откровения αποκαλυπσισ.

    Однако в Библии мы не находим, что апостолы разделяли эти события. Апостол Павел писал церкви в Коринфе: «вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления [αποκαλυψιν] Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор 1:7). Претрибуляционисты считают, что христиане не ждут откровения, явления Господа, а восхищения – перенести бедствие во время откровения Христа миру. Однако апостол Павел учил: «Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление [αποκαλυψει] Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его» (2 Фес 1:6-7). Слово Божье говорит, что воздаяние верующим – в явление [αποκαλυπσισ] Господа.

    Апостол Петр использует то же слово, утешая верующих тем, что огненное испытание закончится только в откровение Христа: «как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление [αποκαλυψει] славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет 4:13). Петр говорит христианам, чтобы «испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление [αποκαλυψει] Иисуса Христа» (1 Пет 1:7). Этот стих говорит христианам также о том, что одна из целей αποκαλυπσισ - приводить их к чести и славе Христа из-за стойкости в вере. Наконец, Петр утверждает, что полнота надежды христиан – в αποκαλυπσισ: «совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении [αποκαλυψει] Иисуса Христа» (1 Пет 1:13).

    Таким образом, восхищение Церкви должно происходить в откровение Христа. Если же восхищение Церкви и откровение Господа Иисуса Христа – разные события, тогда все эти стихи представляют трудность для толкования. Писание нигде не заявляет, что есть восхищение, которое будет иметь место перед откровением Бога.

    Епифания - греч. επιφανεια - явление, появление. Это третье слово, которое используется в Писании для описания второго пришествия Христа. Это слово чаще всего относится к появлению Христа со святыми после скорби для суда над миром: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением [επιφανεια] пришествия [παρουσίασ] Своего» (2 Фес 2:8). Но из этого стиха видно также, что епифания связана с парусией.

    Это явление Христа является, однако, подобно αποκαλυπσισ, объектом надежды верующего, что не могло бы быть, если бы Церковь получила исполнение надежды в более раннее время в восхищении. Апостол Павел увещевает христиан «соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления [επιφανειασ] Господа нашего Иисуса Христа» (1 Тим 6:14). В конце своего служения он надеется на получение награды в день оный: «теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление [επιφανειαν] Его» (2 Тим 4:8). Претрибуляционисты помещают суд над делами верующих между вознесением и откровением Господа. В этом же стихе апостол Павел говорит, что этот день – в явлении Христа (επιφανεια), которое произойдет так же, как и Его откровение (αποκαλυπσισ) в конце скорби.

    Христиане ожидают «блаженного упования и явления [επιφανειαν] славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит 2:13-14). Блаженное упование Церкви – явление славы нашего Бога и Спасителя Иисуса Христа.

    Рассмотрение этих трех слов, применяемых в связи с возвращением Христа в текстах Нового Завета, позволяет сделать вывод, что не существует различия между парусией, апокалипсисом и епифанией Христа. Взаимозаменяемость этих терминов указывает на то, что речь идет об одном событии.

    Слово παρουσία подразумевает присутствие Господа и поэтому покрывает полный период времени Его пришествия. Слова αποκαλυπσισ и επιφανεια описывают в Новом Завете не только события, связанные исключительно с судом над миром и антихристом, но и день, в который исполняется надежда верующих, когда они вступают в полноту благословений во второе пришествие Христа.

    Мы можем заключить, что в Писании нет различия между восхищением Церкви и явлением Иисуса Христа. Наоборот, терминология свидетельствует, что явление Христа является, подобно восхищению, днем спасения верующего, когда он вступает в общение с Господом и получает награду из Его руки. Любое разделение возвращения Иисуса на две части – неправильный вывод. Писание показывает, что Возвращение Господа Иисуса Христа будет единым, неделимым, славным событием.

    Особого внимания заслуживает тот факт, что Писание подчеркивает глубокое единство между первым пришествием Христа в Вифлееме и грядущим пришествием в силе и славе. Дух Святой побудил священных писателей к употреблению одних и тех же выражений как относительно состоявшегося, так и грядущего пришествия нашего Господа. Рассмотренные выше библейские термины по отношению ко второму пришествию применены в Библии также для описания первого пришествия.

    Слово «апокалипсис» [греч. αποκαλυπσισ] применено также для указания на первое пришествие при воплощении Христа: «Воздадим славу Тому, кто может укрепить вас в вере, как гласит моя Весть и проповедь об Иисусе Христе и как открывает тайная истина, которая много веков была сокрыта, а ныне явлена [греч. αποκαλυψιν] через писания пророков и, по велению вечного Бога, стала известна всем народам, чтобы все покорились вере» (Рим 16:24-25).

    Апостол Павел использует существительное «епифания» [греч. επιφανεια - явление, появление] для обозначения грядущего явления Господа Иисуса, а также глагол (того же корня) «επεφανη», указывающий на Его состоявшееся явление в земной жизни: «Ибо явилась [греч. επεφανη] благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит 2:11).

    Даже термин «парусия» [греч. παρουσία], столь часто применяемый в Новом Завете по отношению ко второму пришествию нашего Господа во славе, что стал синонимом второго пришествия, употреблен апостолом Петром для обозначения первого пришествия: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие [греч. παρουσίαν] Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» (2 Пет 1:16).

    Подчеркнутое единство состоявшегося и грядущего явления воплотившегося Господа можно также увидеть в апостольском употреблении глагола «являть» [греч. φανερωθη фанеротэ - делать явным, являть, открывать, показывать]: Тот Кто был явлен во плоти (1 Тим 3:16), явится затем во славе (Кол 3:4; 1 Пет 5:4; 1 Ин 2:28; 3:2).

    ВОСХИЩЕНИЕ ЦЕРКВИ

    О связи восхищения Церкви с пришествием Господа рассматривается в уже упоминавшемся отрывке 1 послания к Фессалоникийцам. Рассмотрим его подробно:

    «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия [παρουσίαν] Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены [греч. ὰρπαγησόμεθα харпагэсомета] будем на облаках в сретение [греч. ὰπάντησιν хапантэсин] Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (1 Фес 4:13-18).

    Разберем значение основных слов, несущих смысловую и богословскую нагрузку.

    «Восхищены» - [греч. ὰρπαγησόμεθα – буквально «будем схвачены»] – глагол во втором будущем времени, пассивного залога, изъявительного наклонения, первого лица, множественного числа. Корневая форма этого глагола [греч. ὰρπάζω] имеет значение «хватать, похищать, захватывать, расхищать, восхищать». Кроме 1 Фес 4:15, в Новом Завете это слово в разных формах применяется 12 раз.

    В значении «восхищать» этот глагол используется для определения действия по отношению к мальчику, который был восхищен к Богу и Его престолу (Откр 12:5): «И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено [греч. ὴ̀ρπάσθη] было дитя ее к Богу и престолу Его».

    Также его использовал Павел, когда писал о своем восхищении до третьего неба (2 Кор 12:2): «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен [греч. ὰρπαγέντα] был до третьего неба»;
    «он был восхищен [греч. ὴ̀ρπάγη] в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор 12:4).

    Этот же термин использован в случае с чудодейственным перемещением Филиппа из одного места в другое посредством Духа (Деян 8:39): «Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил [греч. ή̀ρπασεν] Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь».

    Как видим из приведенных мест Писания, этот глагол использовался для определения сверхъестественных перемещений. Но он также применяется в значениях «хватать», «похищать», «захватывать», «расхищать».

    В этих значениях глагол встречается:
    •в Мф 11:12: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают [греч. ὰρπάζουσιν] его»;
    •в Ин 6:15: «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять [греч. ὰρπάζειν] его и сделать царем, опять удалился на гору один»;
    •в истории Иисуса (Ин 10:12): «волк расхищает [греч. ὰρπάσει] овец, и разгоняет их»;
    •при похищении слова (Мф 13:19): «ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает [греч. ὰρπάσει] посеянное в сердце его»;
    •в обещании Иисуса верующим: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит [греч. ὰρπάσει] их из руки Моей» (Ин 10:28); «никто не может похитить [греч. ὰρπάζειν] их из руки Отца Моего» (Ин 10:29);
    •«других страхом спасайте, исторгая [греч. ὰρπάζοντες] из огня…» (Иуд 1:23);
    •в действиях римского офицера, когда необходимо было срочно спасти Павла: «тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять [греч.αρπασαι] его из среды их и отвести в крепость» (Деян 23:10).

    Учитывая все это вместе взятое, можно предположить, что само слово «восхищение» означает «вознесение, перенесение из одного места в другое».


    Второе греческое слово, примененное в 1 Фес в связи с восхищением – [ὰπάντησιν] - существительное винительного падежа, единственного числа, женского рода переводится в именительном падеже как «встреча, свидание, сретение».

    Выражение «в сретение Господу» в 1 Фес 4:17 [греч. εισ ὰπάντησιν του κυριου] можно перевести как «на встречу Господа».

    «Встреча» часто используется в качестве термина в отношении горожан, встречающих царей или императоров где-то вдали от города и сопровождающих их в город.

    Это слово также применяется в притче о десяти девах: «Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу [греч. ὰπάντησιν] ему» (Мф 25:6). О чем говорит нам это слово в данном случае? Девы встречают жениха не для того, чтобы уйти вместе с ним туда, откуда он пришел. Наоборот, девы (подружки невесты) выходили навстречу жениху, чтобы потом вернуться с ним на брачный пир в дом невесты.

    Это же слово также применяется и в описании истории, когда Павел встретил христиан из Рима, которые проводили его в город: «Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу [греч. ὰπάντησιν] до Аппиевой площади и трех гостиниц» (Деян 28:15). Эта история не имеет эсхатологической окраски. Верующие в Риме вышли навстречу Павлу и проводили его в город.

    Применение слова ὰπάντησιν в указанных библейских примерах позволяет утверждать, что оно обозначает встречу кого-либо, находящегося на пути, некоей группой, которая потом сопровождает путника туда, откуда вышла.

    Именно эта параллель используется и в παρουσια - присутствии, пришествии Господа (1 Фес 4:15). Поэтому, при встрече верующих с Господом на воздухе, маловероятно ожидать того, что Господь унесет верующих в космос. Наоборот, мы, встретив Его, «сходим вместе с Ним на землю в качестве Его триумфального сопровождения».

    Такое понимание восхищения Церкви вполне согласуется с учением Господа:
    «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф 25:31-32).

    Что же церковь передвигается в момент пришествия - сначала навстречу с Христом, потом с Христом на землю? Это было обычное явление в древней культуре. Это было делом уважения - выйти навстречу своему дорогому гостю и вместе с ним вернуться к себе домой. Об этом и говорят нам приведенные выше примеры из Писания. Аналогичный пример находим также в притче о блудном сыне. Отец вышел из дома, чтобы встретить своего блудного сына, затем вернулся с ним обратно, устроив пир.

    Изучая отрывок Писания 1 Фес 4:13-18, необходимо учитывать контекст главы, книги в целом и контекст Библии. Первоначально следует учесть главную мотивацию Павла. Главная цель Павла - дать основание веры тем верующим, которые потеряли своих близких родственников. За основу надежды в этом случае Павел дает возвращение Господа и тех, кто будет с Ним.

    Итак, те, кто потерял своих близких, потеряли духовное равновесие, уподобляясь миру, который не имеет настоящей надежды. Павел обращает взоры этих людей на небо, которое вот-вот раскроется, чтобы показать им Того, Кого они так ждут.

    С одной стороны, христиане ждали возвращение Христа, и связывали эти ожидания с огнем, с судом. С другой стороны, они не рассматривали его как место встречи со своими друзьями, родными и близкими, о которых они так скорбят.

    Слова «восхищены будем» в этом отрывке обычно рассматриваются как центр тяжести. На самом деле этот центр находится не здесь. Павел пишет: «мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня» - это отправная точка всей интерпретации этого отрывка. Именно это выражение задает тон всем дальнейшим размышлениям Павла.

    Павел пишет об оставшихся в живых до пришествия [παρουσια] Господня. Очевидно, что Павел дает порядок не пришествия, а что за чем последует в самом пришествии Христа. Что будет происходить в тот момент, когда Иисус явится? «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем». Слова «прежде» и «потом» относятся к παρουσια.

    Сначала воскреснут мертвые (праведники всех времен и поколений), следовательно, вместе с пришествием Христа идет и утешение тем, кто потерял близких – в этом сонме святых вы обязательно встретите своих ушедших от земли. Потом мы - живые.

    Какой порядок будет в нашем собрании к Нему? Сначала умершие, потом оставшиеся в живых - и все вместе - навстречу с Господом, чтобы никогда уже не расставаться и сопровождать Иисуса.
    Согласно контексту центральная идея этого отрывка такова: нас ожидает встреча с умершими, которых Бог приведет с Иисусом. Мы снова увидимся.

    Другие выводы будут являться побочными, но можно сделать некоторые интересующие нас наблюдения. Апостол Павел открывает нам картину могущественного возвращения Иисуса. Диспенсационалисты предлагалось толковать это место Писания как тайное пришествие Христа: «Восхищение Церкви названо «тайной» потому, что оно произойдет невидимым, таинственным образом: с земли вдруг исчезнет часть верующих граждан во всех странах мира, и никто момента их исчезновения видеть не будет».

    Однако, изучая этот отрывок, трудно усмотреть в нем тайное невидимое миру, восхищение Церкви. Такие слова как «глас», «сойдет с неба», «труба» и «мертвые воскреснут» навевают образ яркого повсеместного события – возвращения Христа с громом и молнией, что и называется παρουσια в Мф 24:27. Трудно представить незамеченным воскресение из мертвых огромного количества людей, сверкание молний по всему небу, собирание святых на облаках, шум, торжественное шествие нашего Спасителя. Непредубежденное чтение этого отрывка наводит на мысль, что возвращение Иисуса состоится в один этап.

    Церковь взлетит навстречу Христу, оказав Ему честь и славу на облаках. Это будет самым славным богослужением Церкви – когда все святые в новых телах поклонятся Господу, чтобы потом вернуться на землю с победой и установить вечное Царство.

    Второе пришествие Иисуса Христа неделимо, и в этом его величие. В нем сочетаются и радость учеников, и горе живущих на земле. С пришествием Христа придет освобождение верующих и вечное пленение сил зла. Конец тьмы и начало света. Приход Христа – это фактически полностью состоявшееся возвращение человека в Божий сад любви. То место, которое было закрыто для людей – откроет свои двери снова.


    4 ПОБЕДА ИЛИ ВОСХИЩЕНИЕ ОТ СКОРБЕЙ?

    При чтении семи писем к семи церквям (Откр 2; 3) обращает на себя внимание тот факт, что все они построены как бы по одному шаблону: сначала Иисус наставляет каждую церковь на добрые дела, потом - упрекает их, затем призывает покаяться, и в результате - обетования для тех, кто победит. Рассмотрим эти обетования:

    1. К церкви в Эфесе (Откр 2:7): «побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия»;
    2. К церкви в Смирне (Откр 2:11): «побеждающий не потерпит вреда от второй смерти»;
    3. К церкви в Пергаме (Откр 2:17): «побеждающему дам вкушать сокровенную манну»;
    4. К церкви в Фиатире (Откр 2:26): «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками»;
    5. К Сардисской церкви (Откр 3:5): «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни»;
    6. К церкви в Филадельфии (Откр 3:12): «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога»;
    7. К церкви в Лаодикии (Откр 3:21): «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем».

    О какой победе речь? В этих письмах Иисус не сказал подробно, что Он понимает под победой для христиан. Ответ находим далее в книге Откровение:
    «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр 12:11).

    Христиане побеждают дьявола, оставаясь верными Господу Иисусу Христу даже до смерти. Об этом же свидетельствует Откровение и в других местах:
    «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр 14:12-13);
    «...это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр 7:14);
    «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою» (Откр 20:4).

    Победить грех, мир, дьявола и его мировую систему, оставаясь верными Христу до смерти и войти в обетованное Царство Божие – главная мысль книги Откровение, воля Божия для Его Церкви. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2:10).

    В связи с этим структура книги Откровение представляется таковой:
    1. Иисус в письмах к 7 церквям предупреждает христиан, что им предстоит вскоре – побеждать (главы 1-3),
    2. Затем показал христианам, что они должны побеждать (главы 4-20);
    3. И после этого, в главах 21 - 22, мы видим заключительную награду, Царство Божие, которое следует с Господом в Его величественное второе пришествие во славе, и Новый Иерусалим.

    В главе двадцать один, после того, как описаны все несчастья, мы находим исполнение обетования Господа для тех, кто победил, преодолел дьявола и остался верным Христу даже до смерти:

    «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (Откр 21:7).
    Вот величайшее обетование Бога верным Своим!

    Иисус ожидает, что Его Церковь преодолеет сатану и антихриста. Это - величайшее послание книги Откровение к нам сегодня. Церковь побеждающая, «блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами» (Песн 6:10), а не эмигрирующая с земли в космос от гонений по претрибуляционной концепции.
    «Ученичество идет путем Христа, … Бог не обещал нам свободу от страданий и смерти, но триумф по прохождению через них».

    Как на это ожидание в корне не похожа та концепция, которая в евангельских церквях под влиянием диспенсационализма традиционно вкладывается в термин "восхищение церкви" - этакая вынужденная эмиграция на небеса с земли, которую ненасытный в ярости Бог (прости, Господи) поливает огненными чашами, язвами и прочими напастями!

    Восхищение церкви - это не то упование, на которое надо возлагать надежды, ибо Восхищение Церкви - не взятие её на небеса, а эпизод Второго пришествия - момент встречи на облаках своего Царя и сопровождение Его на землю!



    5 ВЫВОДЫ

    Автор убежден, что в жизни церквей необходимо провести переоценку места и значения библейской эсхатологии – не только в проповеднической и учительской деятельности церкви, но и в жизни и вере каждого отдельного христианина, ожидающего «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит 2:13-14).

    Библейское эсхатологическое учение, взятое во всей полноте, убережет христианина от двух крайностей, еще с апостольских времен постоянно представляющих угрозу для веры: лихорадочной поглощенности «знамениями времен» и духовной небрежности, основанной на ошибочной уверенности в том, что теперь уже Христос придет не скоро. Ни одно из этих искаженных представлений об эсхатологической надежде, которую мы имеем через Христа, не воспринимает со всей серьезностью ее значения для жизни здесь и сейчас.

    Для Нового Завета характерно при выражении христианской надежды относить такие слова как: «Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор 15:58) – к настоящему времени. Такую жизнь нужно вести, полностью сознавая, в какое время мы живем, «ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим 13:11). Кроме того, Иисус и Апостолы неоднократно учили, что точное время пришествия Христа сокрыто мудростью Божией (Мф 24:36). Поэтому церковь не должна заниматься сомнительными спекуляциями на тему знамений времен. Вместо этого христианам следует посвятить себя чистой проповеди Евангелия, чтобы люди могли уверовать в Иисуса Христа и посредством ежедневного освящения готовиться к Его приходу.

    Изучение эсхатологических истин Библии должно пробудить в христианах ответственность и готовность к принятию будущего. Нашей подготовкой к предстоящим событиям является усердие в осуществлении возложенной на нас Богом работы. Мысль о возвращении Господа на землю постоянно должна присутствовать в нашем сознании, ободряя нас в нынешнем христианском служении и научая жить в готовности к тому, что в любой момент может прозвучать призыв ко встрече Христа. Из этого, однако, не следует, что мы должны догматически отождествлять исторические события и факты окружающей нас действительности с исполнением конкретных библейских пророчеств. Крайне опасно также, не внимания предупреждениям Писания, предсказывать, когда конкретно произойдут те или иные события.

    Эсхатологические события различаются по степени важности. В связи с этим, для христиан имеет большое значение иметь согласие по основным вопросам, таким как второе пришествие Христа и будущая жизнь. Конкретная позиция в отношении других положений, не так ясно изложенных в Библии, как, например, тысячелетнее царство, великая скорбь или время восхищения Церкви не должны быть для нас основополагающим критерием ортодоксальности или условием христианского единства. Важнее придавать значение тем вопросам, где есть согласие.

    Отцы ранней Церкви не учили об избавлении христиан от страданий и преследований богопротивных сил. Благословенная надежда – не надежда на восхищение перед скорбью.

    Автор рассматривает второе пришествие Иисуса Христа как величественное единое событие в завершение судеб этого мира. Смерть на Голгофе, воскресение и второе пришествие Господа Иисуса Христа – это глобальная макрокосмическая ось, вокруг которой вращается человеческая история. Господь вернется в Своем величии на землю для завершения грандиозного Божьего плана. Восстановление во всей полноте Божьего творения – это второе Пришествие Христа. Восхищение Церкви – не отдельное событие, а неотъемлемая часть второго пришествия Христа, вознесение Церкви для торжественной встречи Своего Царя. Церковь ожидает блаженного упования - торжественного пришествия Господа Иисуса Христа во славе, с победой и торжеством. Церковь должна быть готова к славному возвращению своего Господа.

    Претрибуляционизм, или учение о восхищение Церкви до великой скорби, как часть учения диспенсационализма, родился в среде Плимутских Братьев в девятнадцатом веке в Ирландии и Англии, детально разработан Джоном Нельсоном Дарби, был тепло принят в Америке, получил развитие в работах доктора Ч. И. Скоуфилда и его Справочной Библии.

    Претрибуляционистская концепция проводит разграничения, которые являются искусственными и не находят подтверждения в Библии. Трудно с библейских позиций отстаивать разделение второго пришествия Христа на два этапа, постулирование трех воскресений, проведение разграничения между народом Израиля и Церковью.

    Терминология, относящаяся к восхищению церкви и присутствию Господа, не говорит о двух пришествиях Христа, одном – тайном за Церковью, другом – явном для мира. Наоборот, библейские термины говорят о едином неделимом возвращении Христа в силе и славе.

    Священное Писание нигде не размещает восхищение Церкви и воскресение святых перед скорбью. Не говорит и Библия о двух фазах первого воскресения, разделенных семилетним периодом скорби.

    В Библии убедительно показано, что на христиан не падет гнев Божий, что, однако, не доказывает восхищения Церкви до скорби. По мнению автора, следует различать скорбь в результате преследования Церкви со стороны антихристов, и гнев Бога, изливаемый на дьявола и покорившихся ему. Избранные Божьи люди не будут страдать от ужасного Божьего гнева, когда он изольется на их врагов, но они будут страдать от рук этих врагов, о чем вполне определенно учил Спаситель: «Раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин 15:20).

    Претрибуляционизм не является критерием ортодоксальности учения. Скорбь является одним из признаков всего последнего времени, это родовые схватки рождающегося нового грядущего века, века осуществляющегося Царства Божия в силе и славе, начало которому и положит второе пришествие Иисуса Христа – возвращение Царя. И восхищение Церкви – это великая привилегия для христиан встретить Своего Царя, возвращающегося с силою и славою великою!

    «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22:19).




    Приложение

    Margaret MacDonald's Letter
    Describing Her Spring of 1830 Vision of Christ's Coming
    The Memoirs of James & George MacDonald, of Port Glasgow
    by Robert Norton, (London: John F. Shaw, 1840), pp. 171-176.
    (Перевод выполнен и любезно предоставлен братом Silus

    Письмо Маргариты Макдональд
    Описание весеннего видения Христова пришествия (1830 гг.)

    По воспоминаниям Джеймса и Джорджа Макдональд (Порт Глазго)
    Описано Робертом Нортом

    То было мое первое ужасно подавленное состояние. Я узрела заблуждение и великое безумство людей. Я хотела плакать, плакать о свободе.
    Я все время повторяла слова «Теперь уже есть знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха… и сейчас посмотрите на Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». Я начала плакать. Ведь, никому не известно, что такое знамение Сына Человеческого. Люди Божьи думают, что они действительно ждут этого, но в действительности им не известно, что это такое. Это должно быть открыто, ведь, люди заблуждаются и ошибаются относительно оного. Неожиданно что-то вспыхнуло во мне, и я увидела самого Господа торжественно сходящего с небес как прославленный человек, это Иисус.

    Надо быть исполненным Духом Святым, чтобы, как Стефан, мы смогли поднять глаза и увидеть сияние славы Отца. Я поняла ошибку людей, которые хотят увидеть это человеческими глазами. Но здесь нужна духовная проницательность, око Божье в Его людях. Много отрывков было открыто в свете того, чего они никогда не видели. Я читала: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих», «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божья. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». Масло, которое взяли с собой мудрые девы, это свет, который должен гореть в нас непрестанно – свет Божий – чтобы мы могли узреть Пришествие, кое невозможно увидеть обычным глазом. Только те, кто обладает внутренним Божьим светом, увидят знамение Сына Человеческого. Нет нужды верить тем, кто говорит «вот Он здесь» или «вот Он там», ибо день Его будет светом для тех, кто действительно живет во Христе. Христос в нас восхитит нас вверх. Только те, кто живет в Нем, восхитятся на встречу с Ним в воздухе. Я поняла, что мы должны быть в Духе, чтобы постигнуть духовное. Иоанн был в Духе, когда он увидел Небесный престол. Я поняла, что славное служение Духа еще не постигнуто. Я часто повторяла, что духовному храму должно воздвигнуться, и полнота Христа должна наполнять Его тело и потому он (храм) восхитится на встречу Ему.

    Никто не будет достоин этого призыва, кроме тех, кто является телом Его, то есть его церковью, которая, по сути, есть золотой светильник. Ах, это славное вторжение Бога, кое совершиться скоро на этой земле как взрыв. Ах, этот славный храм, который скоро будет воздвигнут, как невеста, украшенная для своего мужа.

    Я говорю теперь, имеют ли Божьи люди дело с действительностью? Познана ли славная тайна Божья? Знает ли человек что, значит, быть прославленным? И я поняла, что откровение Иисуса Христа еще не было открыто.
    Это не просто знание о Боге, но это знание внутри Него. Я видела, что такое вмешательство Бога имело уже место. Я ощущала себя как Илья в огненной колеснице. Я видела, как это было. Духовный храм воздвигали и Краеугольный Камень положили с ликами: «благодать, благодать на нем». Это был славный свет, превосходящий сияние солнца, которое сияло вокруг меня. Я поняла, что только исполненные Духом смогут увидеть духовное, в то время как не имеющие Духа не увидят ничего. Двое в одной постели, один возьмется, другой оставится, потому что один имеет Божий свет внутри, в то время как другой не может видеть Царства Небесного.

    Я увидела, что Божьи люди находятся в страшной опасности, окруженные сетями и путами, почти уставшие, обманутые и падшие. Скоро будет открыт беззаконник со всей своей властью, знамениями и ложными чудесами, чтобы, если это возможно, прельстить и избранных. Это будет огненным испытанием для нас. Это для очищения настоящих членов тела Христова. Ах, это будет действительно огненное испытание. Каждый будет потрясен до глубины души. Враг постарается испытать все, во что мы верили.
    Испытание настоящей веры, в конце концов, приведет к чести, похвале и славе. Ничто не устоит, только Божье. Тот, кто имеет каменное основание - проявятся. Любовь многих охладеет. Либо все это придет через неправедных лжецов, в которых враг работает. У него всегда в наличии подмена любой Божьей истине и подделка работы Святого Духа. Дух Святой должен (и так оно и будет) излиться на церковь, чтобы она очистилась и наполнилась присутствием Божьим. Но ровно настолько, насколько Божий Дух сможет. Но будет ли Он, когда Господь помазывает человека своей силой, будет ли Он? Это и есть суть испытания, через которое те, кто пройдет, будут считаться достойными предстать перед Сыном Человеческим. Будут также и внешние испытания, и это и есть основное искушение. Чем сильнее искушение, тем больше Дух Святой изольется. Испытание Церкви придет от Антихриста. Проходя его, только исполненные Духом спасутся. Я периодически говорила, ах, будьте исполненными Духом. Пусть Свет Божий будет в вас, чтобы распознать сатану. Будьте исполнены очей. Будьте глиной в руках горшечника. Будьте покорны полноте Божьей. Именно это созиждет Храм. Совершить это силой и властью невозможно, но только Духом, говорит Господь. Только так мы сможем попасть на брачную вечерю Агнца. Должно быть исполненным волей Божьей.
    Что же мешает Божьей жизни, которую получили Его люди? Обращались ли они к Иисусу, а, ведь, Он и есть путь к Отцу. Нет. Они не входили дверью. А ведь только Он верен. Ибо Он же говорит «кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Но люди проходили мимо креста. А ведь через него на нас изливается каждая капля Божьего Духа. Вся сила, которая приходит не от крови Агнца, не от Отца, не есть Божья. Когда я говорю, «крест смотрит на нас», я понимаю, что это имеет гораздо большее значение. Люди отвращают свои взоры от крови Агнца, посредством которой мы побеждаем, и посредством которой одежды наши убелены. Существует достаточно низкое представление о Божьей святости и ограниченное представление о проклятии греха в плоти. Но Бог взирает на тех, кто унизил сам себя и лишил себя славы. Ах! Как это необходимо теперь – вернуться ко Кресту. Я увидела в ту ночь, что на тело Христово произойдет такое излияние Духа Святого, коего не было никогда прежде. Это будет крещение огнем. Огонь, который очистит нас от примесей. Ах! Это должно совершиться. Пребывание живого Бога будет таким в его людях, какого не было никогда прежде. Служители Божьи будут запечатлены в тот день. Это будет великое уподобление Иисусу. Его святой образ будет очевиден в Его людях так же, как очевидна всем красота невесты. За это нам надо молиться сегодня. Чтобы подготовиться к встрече с нашим Господом в воздухе как можно скорее. Да будет так. Иисус желает свою невесту. Его желание направлено к нам. Он, коему надлежит прийти, придет не замедлит. Аминь и аминь. Ей гряди, Господи Иисусе.

    Примечание: Некоторые pre-trib авторы попытались опровергнуть тот факт, что Маргарет сделала свой вклад в развитие доскорбного восхищения, указывая на то, что, по сути, она придерживалась post-trib позиции. Они ссылаются на утверждения, где Маргарет говорит о христианах, кои пройдут через скорбь. Тем не менее, они просто не замечают главного. На деле, Маргарет говорила о тайном восхищении особой группы верующих, так сказать, восхищение не всей Церкви. Посему, она говорила как о тех верующих, кто восхитится тайно до скорби, так и о тех, кто пройдут скорбь.


    Другие статьи по теме:
    Но это еще не конец... последнее время в Библии
    Silus «24 глава Евангелия от Матфея и Откровение»
    Silus "О семидесяти седьминах"
    Антихрист (по Джону Стотту)
    Джон Р. Стивенсон "ЭСХАТОЛОГИЯ" ЧАСТЬ 4
    Вильям Хендриксен "БИБЛИЯ О ЖИЗНИ ПОСЛЕ СМЕРТИ" Часть 3
    «О некоторых аспектах Царства Божия"
    Олизаревич Н. Скорбь или Восхищение Церкви | Но это еще не конец