• АД: кто и почему пугает страшными муками?

    Эта тема задумывалась как сборник разных мнений об аде и вечных мучениях. В Библиотеке ранее размещалось несколько тем с потусторонними видениями о страшных пытках в сем месте вечных мучений. Дважды emerald публиковала "Свидетельство о РАЕ и АДЕ", которые были удалены. Участник Питт также второй раз расположил тему, она здесь в "Апологетике"
    Совет форума не одобряет подобные публикации, как противоречащие природе Божьей милости.

    В данной статье представлены некоторые точки зрения.


    1
    А. Мень "КОММЕНТАРИЙ НА ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА" Глава 20

    Тут же возникает, конечно, всегда почему-то терзавшая всех проблема адских мучений и т.п.

    Я не буду давать обзор всех споров вокруг этой темы. Главное, что понятие "вечный" у нас совсем иное, нежели было в Новом и Ветхом Завете. "Вселенная" и "Вечность" в Ветхом Завете обозначались одним и тем же словом, на самом деле значившем "преходящий мир", а не "вечность".

    И когда говорили о вечности, имели в виду промежуток времени до конца мира (по-гречески зон, промежуток какой-то огромной, но конечной величины). Следовательно, когда говорится о вечных муках, подразумевается, что все это идет в пределах этой вечности, этого нашего бытия. По ту сторону нашего бытия уже начинается новый зон, в котором Бог будет "всяческая и во всем".

    А носители зла должны пройти через огонь.

    Напоминаем опять про озеро огненное и серное, это опять Содом и Гоморра, это опять связано с изживанием греха. Тут ни у кого не вызывает сомнения, что зло и грех должны быть выжжены, и они выжигаются во всех существах.
    Важно, что остается после выжигания (это, конечно, метафорический образ).

    Конечно, человек, у которого после выжигания не остается почти ничего, действительно переживает как бы вторую смерть.





    2
    Комментарий Баркли к Новому Завету

    Матфея 18
    Наказание названо вечным, а слово вечный тесно связано с представлением иудеев о наказании. В греческом это слово айониос. В Книге Еноха говорится о вечном осуждении, об осуждении навечно, о наказании навечно и о муке вечной, об огне, который горит вечно. Историк Иосиф Флавий называет ад вечной тюрьмой.

    В Книге Юбилеев говорится о вечном проклятии, в Книге Варуха о том, что "не будет ни возможности возврата, ни предела времени". Во всех этих отрывках употреблено слово айониос, но мы не должны забывать, что оно значит.

    В буквальном смысле оно значит принадлежащий векам; слово айониос по-настоящему может быть употреблено лишь по отношению к Богу. Это слово значит намного больше, чем просто бесконечность. Наказание айониос - это наказание, которое приличествует Богу и которое может наложить только Бог.

    Когда мы думаем о наказании, мы можем лишь сказать: "Судия всей земли поступит ли неправосудно?" (Быт. 18,25). Наши человеческие представления здесь бессильны; все лежит в руке Божьей. Но у нас есть один ключ. В отрывке говорится о геенне огненной.

    Геенна - это Енномова долина, начинавшаяся под горой, на которой стоит Иерусалим. Она была навечно проклята, потому что на этом месте в эпоху царей иудеи-отступники приносили своих детей в жертву в огне языческому богу Молоху. Царь Иосия осквернил и подверг проклятию это место. Впоследствии это стало местом свалки Иерусалима, своего рода большой мусоросжигательной печью.

    Там всегда горели отбросы и там всегда стоял дым и тлел огонь. Это было место, куда сбрасывали и где уничтожали все ненужное. Другими словами, наказание Божье ждет тех, кто не приносит никакой пользы; кто не вносит никакого вклада в жизнь; кто тормозит жизнь, вместо того, чтобы двигать ее вперед; кто тянет ее вниз, вместо того, чтобы возвысить ее; кто ставит другим палки в колеса, вместо того, чтобы вдохновлять их на великие дела. Новый Завет учит, что бесполезность влечет за собой гибель.

    Бесполезному человеку, человеку, оказывающему дурное влияние на других; человеку, само существование которого не может быть ничем оправдано, грозит наказание Божье, если он не устранит из своей жизни все это зло. Но, возможно, что этот отрывок надо понимать не как относящийся лично к каждому из нас, а как относящийся ко всей Церкви.

    Матфей уже употреблял это высказывание Иисуса в совсем другом контексте в Мат. 5,30. Различие же здесь может быть в том, что весь отрывок касается детей, и возможно, детей в вере. Возможно, что смысл этого отрывка таков: "Если в церкви есть кто-то кто оказывает плохое влияние, кто подает плохой пример, тем, кто еще молод в вере, чья жизнь и поведение причиняет ущерб церкви, его следует вырвать с корнем и выбросить вон".

    Вполне может быть, что смысл этого отрывка именно таков. Церковь - тело Христово; чтобы это тело было здоровым и несло здоровье другим, необходимо удалять все, что несет в себе семена разъединяющей и ядовитой инфекции. Одно совершенно очевидно: будь-то в человеке или в Церкви, необходимо удалять все, что может совращать ко греху, каким бы болезненным это удаление ни было, потому что тех, кто даст разрастись этим семенам, постигнет кара. Вполне возможно, что в этом отрывке подчеркивается как необходимость самоотречения каждого христианина, так и дисциплины в христианской Церкви.

    Откровение 2:53
    По иудейскому мировоззрению души всех, без различия, попадали в ад (Гадес) - серое и мрачное место. В представлении ранних христиан все люди попадают в место (или состояние) промежуточное между небом и землей, где они остаются до окончательного осуждения.

    Великие мыслители раннехристианской Церкви не отождествляли рай и небеса; в их представлении рай был промежуточной стадией, где души праведников подготовляются к тому, чтобы вступить в присутствие Бога. В этом есть что-то прекрасное: кто не чувствовал, что расстояние между землей и небом слишком велико, чтобы его можно было преодолеть одним шагом, и что вступление в присутствие Бога нужно представлять себе как постепенный процесс?

    В конечном счете, рай потерял в христианском мировоззрении этот смысл промежуточного состояния или положения и стал равнозначным небесам. Мы должны вспомнить слова Иисуса, обращенные к умирающему и раскаявшемуся злодею: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лук. 23,43). Мы коснулись тайны, в связи с которой было бы просто непочтительно утверждать что-либо однозначное; но разве существует лучшее определение рая, чем жизнь вечная в присутствии нашего Господа?

    Филипийцам
    Ричард Тэтлок писал в книге "В доме Отца Моего": "Ад - это вечное состояние тех, кто в своей жизни уничтожил любовь, сделал невозможными отношения с Богом и со своими собратьями... Небеса же - это вечное состояние тех, кто обрел настоящую жизнь в отношениях через любовь с Богом и со своими собратьями".

    Ефесянам
    Иоанн Златоуст высказал странную мысль, что христианин мог бы даже благодарить за ад, потому что он напоминает человеку о необходимости идти путем праведности. Ранняя Церковь была благодарной Церковью, потому что ее члены были поражены тем, что любовь Божия снизошла к ним, чтобы спасти их; и она была благодарной еще и потому, что ее членам было присуще сознание, что они находятся в руках Божиих.


    Матфея 24
    Есть такая басня о трех учениках-дьяволах, отправлявшихся на землю для завершения своего обучения. Они беседовали с сатаной, шефом всех демонов, о своих планах искушать и губить людей. Один говорил: "Я буду говорить им, что Бога нет".

    "Это обманет не многих, - сказал сатана, - потому что они знают, что Бог есть". Второй говорил: "Я буду говорить людям, что ада нет". "Таким образом, никого не обманешь, - сказал сатана, - люди даже теперь знают, что существует ад за грехи".

    Третий говорил: "Я буду говорить людям, что торопиться не надо". "Иди, - сказал сатана, - и ты погубишь их тысячами". Самое опасное из всех заблуждений - считать, что времени еще много. Очень опасным в жизни человека является день, когда он узнает значение слова завтра. Есть дела, которые нельзя откладывать, потому что никто не знает, наступит ли для него завтра.





    3
    Иван ДОБРЫНИН "Кто и почему пугает страшными муками?"

    Современное человечество, несмотря на свои редкие воспоминания о Боге, все-таки имеет смутные представления об аде и рае. Большинству людей рай представляется местом, куда попадают добродетельные люди, где им воздается воздаяние за добро, ими соделанное. А ад – местом, куда попадают грешники, и там им приходится отвечать за свои грехи. Ну а поскольку не грешить практически невозможно, то… лучше об этом не думать или вообще утешить себя тем, что ада нет. Что же на самом деле такое ад и рай как он видится оком посвященных в тайны Премудрости Божией?

    Страшная тема - дно адское, и кто на него попадает. Пока сохранится хотя бы одна частица змеева в составе человека или ангела, ад будет наполнен реющими чудищами.
    Глядя на современный мир думаешь: какой же больший ад, чем Соловки?
    Для кого нет ада - нет и рая, поскольку небеса от грехопадения пребывают в страстном. Путь в Царство Небесное лежит через многие пропасти, падения, затмения ума.

    Крестный путь - адский по преимуществу. Одна из целей (высших!) для душ, посылаемых в мир, - победить ад. Подвижник призывается духовными усилиями к Богу закрыть в себе адские врата. Воцерковиться, приобщиться к лону Авраамову, над которым адские врата бездействуют. Не было бы ада и его реющих призраков, воплощение на землю не обладало бы столь страстною напряженностью.

    Неописуемые восторги при созерцании Лика Господня предполагают преисподний опыт, и святые не отделяют его от неизреченных воздыханий Святого Духа. Схимники носят на себе изображение черепа и Голгофы, в черном - очевидные признаки ада. Голгофа есть завершающийся раем страшный вход в ад. Воскреснуть можно, только дав раздробить кости через муки адовы. Святые их не боялись, побеждали и даже призывали, чтобы испытать сверхъестественное блаженство для восстановленных.

    Бесполезно делать вид, что ада нет, как современные англикане с женским епископством и ссылками на ученого с Лондонским образованием монаха Иллариона, ссылающегося, в свою очередь, на ученого монаха-чудотворца X в. Иоанна Дамаскина.
    Иосифлянство пытается кое-как залатать свою идеологию ГУЛАГа и ставит под сомнение реальность ада, вроде бы закрытого Господом; ссылкой на апокрифы заключает: Спаситель извел всех грешников из ада, а значит хозяину преисподней делать в нем нечего.

    Вчитаемся в ненормальные образы ближайшего будущего. "Ад велик и сладок!" - будут вопить бенэлогимские прихвостни, очумевшие наркоманы со СПИДовыми бациллами, транссексуалы и непрерывно кайфующие колдуны. Ад составит для них сладчайшее вожделение, востребует религиозной революции против святош, райских кущ, апостолов и небесных царств. Скажут: "Нет для нас ничего вожделенней и желанней, чем танталовы муки, вечные муки - сладость их вообще ни с чем не сравнима. И чем больше мучается человек, тем ему слаще".

    Увы нам, в ближайшую четверть века придется ожидать подобный оборот мысли от перевернутых умом. Бенэлогимская нечисть, прячущаяся в неопознанных летающих тарелках, раскинет и эту сеть - любовь к адским состояниям. Люцифер пожелает открыть врата ада для подавляющего большинства душ. Истребить адамитов с лица земли ему мало, перевести планету в четвертое измерение после огненного потопа, как того хочет тибетский злодей Махатма Мория - мало. Надо души приготовить для вечных мучений, вот черти будут руки потирать, дел им хватит на тысячи и тысячи лет!

    Ад - для незаконных переселенцев, для в открытую ненавидящих Бога, для тех, кто хочет туда идти (откровение Божией Матери в Меджугорье: "Вход в преисподнюю добровольный. Бог хотел бы видеть все Свое творение в раю"), для некающихся убийц и извергов, для незаконно пришедших на землю искусителей.

    Но заглянем глубже, ибо велено копать колодец еще и еще, пока не достигнем последней глубины. А на ней слой почти запретный - дно адское. Кто попадает туда?
    Первое и последнее: в аду нет ни одного грешника. Уже одним желанием покаяться душа предрасполагает себя к искупительным мытарствам. Ад - воздушно-тартарная сфера для душ, ненавидящих раскаяние в грехах, отрицающих грехопадение. Легионы адских теней реют вокруг престола веельзевула, вокруг капищ Бафомета. Ад столь тесно сошел на землю, что его языки уже пожрали почти все живое, и адский огонь похоти полыхает в чреслах, приводя к безумию и самоубийству. Человечество само навлекает на себя адские муки.

    Но кто сойдет на дно адское? Днище геенского озера, последний, безысходный пласт раздробленных для второй смерти, для ужасающих мучений... предназначен для убийц Бога и тех, кому вменяются в вину величайшие преступления против человечества. На адском дне Иосиф Кайафа, старейшины Синедриона, Иуда Искариот, Дафан и Авирон, сыны Кореевы, а также несметные полчища змей, свиней, псов-чародеев и прочей нечисти. Адское дно разжирело как никогда, это злосмердное чрево веельзевула.

    На дно адское сходят те, кто, убивая вестников Божиих, т.е. святых в их земные дни, сами себя приговаривают к злой смерти, как в притчах о злых виноградарях. А значит (о страшная догадка!) адское дно населяется большей частью институциональными священниками, по выражению классика современных ортодоксов Иоанна Златоуста - извергами (определение этим святителем раннего средневековья византийских епископов).

    Эта-то страшная догадка и приводит в ужас: кто пугает адскими муками? - те, кому они предстоят. Кто, вообще, выдумал дно адское, озеро геенское? Потенциальные в него кандидаты. Змея, приползшая из геенны, согласна смести в нее пол земного шара.
    Иосифлянская шаражка со времен злодея Ваньки Санина (игумена Иосифа Волоколамского) предписала для себя дно адское, плачущее об этих чудовищах-палачах вот уже пол тысячелетия. На адском дне убийцы Господа и следопыты-соглядатаи - фарисеи Второй Голгофы. Замученные ими святые на высоком небе, а гонители - на адском дне. Так распорядился Бог.



    4
    ВАТИКАН ОТРЕДАКТИРУЕТ ГРАНИЦЫ АДА. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМИССИЯ ИЗУЧАЕТ
    ПРОЕКТ ДОКУМЕНТА ОБ УЧАСТИ ДЕТЕЙ, УМИРАЮЩИХ БЕЗ КРЕЩЕНИЯ


    2 октября в Ватикане началось пленарное заседание Международной богословской комиссии под председательством кардинала Уильяма Левады, префекта Конгрегации по доктринам веры. Об этом сообщает католическая служба информации ZENIT.

    На заседании, в частности, разбирается проект документа о статусе детей, умирающих без крещения.

    Документы комиссии не включаются в "Магистерий" (совокупность
    доктринальных наставлений, исходящих от Папы, епископов и Соборов), но составляются с целью помочь Святому Престолу, особенно Конгрегации по доктринам веры, в изучении догматических вопросов особой важности.

    В декабре прошлого года генеральный секретарь Международной богословской комиссии отец-иезуит Луис Ладариа говорил об этом документе на Радио Ватикана и разъяснял, что догматического определения и обязательной католической доктрины относительно так называемого "лимба" не существует.

    (В традиционном католическом богословии под "лимбом" понимается: 1)
    временное пристанище или состояние душ праведников, лишенных блаженного созерцания до Вознесения Христа на небо; 2) постоянное место пребывания или состояние душ некрещеных детей и прочих, кто умирает, не совершив тяжких личных грехов, но тем не менее лишен вечного блаженства на основании исключительно первородного греха - так называемый "лимб младенцев").

    "Мы знаем, что многие века существовала вера, что такие дети уходят в
    лимб, где их ждет естественное счастье, но они лишены блаженного созерцания", - сказал тогда отец Ладариа. - Ввиду развития, которое в
    последнее время получили не только теология, но и "Магистерий", подобная точка зрения ныне переживает кризис".

    "Следует начать с факта, - заявил отец Ладариа, - что Бог желает спасения всех без исключения. Мы должны опираться на то, что Христос умер за всех людей и что Церковь есть универсальное Таинство спасения, как учит Второй Ватиканский Собор".

    "Таким образом, если мы начинаем с этих предпосылок, проблему необходимости крещения следует включить в более широкий контекст", -
    сказал тогда отец Ладариа.

    На заседании богословской комиссии также рассматривается, в первом чтении, проект документа о своеобразии природы и метода теологии как scientia fidei (науки веры).

    Идет также обмен мнениями об основе естественного нравственного закона в свете энциклик Veritatis Splendor ("Величие истины") и Fides et Ratio ("Вера и разум").


    5


    Сердце — ворота в рай или в ад.


    «Учитель. Я покажу тебе врата неба и ада (ударяет ученика мечом по спине).

    Ученик (обнажая свой меч). Негодяй! Я убью тебя!

    Учитель. Вот и врата ада.

    Ученик (пряча меч в ножны). Понимаю...

    Учитель. А вот и врата неба»


    Небо и ад.


    Радость — небесная жизнь.

    Ад не горькая или несчастная жизнь,
    а вечная смерть
    (так говорит Писание).

    Ад — пустота,
    чьи очертания определяются
    лишь тем, чего в ней нет,
    а нет в ней,

    совершенно нет Бога,

    тем самым — света,
    жизни и любви.

    Описать ад нельзя.

    Все, что можно описать и определить, — между тьмой и светом.

    Чистый свет ничем не освещен, и определить Бога — как осветить солнце фонариком.

    Но и полная тьма ничем не освещена,
    иначе она не была бы полной.

    Ад существует,
    так сказал Христос,
    но что он такое,
    мы знать не можем.



    (Глубоко признателен за эти мысли П. Крафту)





    5

    ФИЛОСОФ. Как я вижу, если таково все, что вы говорите, то, кажется. Бог многим обязан вашей вере, [тот Бог,] славу которого вы утверждаете, всего более и во всем. Тебе остается теперь тщательно объяснить, что нужно думать об аде. Так же, как высшего блага человека нужно желать тем сильнее, чем более о нем известно, так и наоборот - нужно было бы избегать высшего зла тем больше, чем меньше оно будет неведомо.

    ХРИСТИАНИН. По этому вопросу когда-то у нас, как и у вас были различные мнения. Одни считают, что ад - это определенное место под землей, который в силу своего местоположения - ниже всех частей мира - и называется адом (in/emus). Другие полагают ад не столь телесной мукой, сколь духовной; по их мнению, так же, как мы называем именем неба, наивысшей части мира, наибольшее блаженство душ, так именем ада - наибольшее несчастье, которое, как утверждают, роняет [нас] настолько низко, насколько дальше оно отстоит от высшего блаженства и кажется [наи]более противоположным ему. Как в действительности высоким называется то, что лучше,- по преимуществу своего достоинства, так и - напротив - низким называется то, что хуже всего,- по малодушию своему. Многое об адских муках повествует как Ветхий, так и Новый Завет, что, кажется, никоим образом нельзя воспринимать буквально. Ведь как понять буквально то, что Господь говорит устами Исайи о праведных и нечестивых: И будут выходить, и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет [(Исайя. XVI, 24)]. Что такое этот исход святых во плоти, за-ради наблюдения за муками нечестивцев? Что означают эти телесные черви, [точащие] плоть осужденных, которые все целиком должны воскреснуть, как и плоть святых? Что может означать тогда разъедание червями, тогда как бессмертие всякой плоти обеспечивается без изъяна? Но и Господь в евангелии рассказывает об умерших богаче и Лазаре [(Лука, XVI, 19-31)]. Как же можно понять это буквально, если невозможно, чтобы душа богача сохраняла в аду телесную усыпальницу? Или как возможно говорить о телесном лоне Авраамове, куда ангелы собрались переносить душу Лазаря? Душа богача - есть ли у нее язык? А какой палец у души Лазаря? Какова там материя воды, пролитая капля которой может усилить или ослабить ожог от огненного языка?

    Отсюда: на основании таких представлений никоим образом нельзя буквально рассуждать о душах, покинувших тело, так как [здесь] говорится не то, что в другом месте: Связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов [(Матфей, XXII, 13)]. На основании как Ветхого, так и Нового Заветов кажется: то, что в них сказано об аде, нужно понимать скорее мистически, чем плотски; так, например, лоно Авраамово, в которое была принята душа Лазаря, нужно понимать духовно, а не телесно, так и та пытка, о которой помнит в могиле душа богача, означает духовный ад. Пока души свободны от тела, как они могли возноситься, или двигаться, или держаться как бы в объятиях тела, они, которые не занимают никакого места и по собственной природе гораздо тоньше, чем любая плоть, или же они - физическая сила (vis corporea) элементов, например - огня или других, которой удалось коснуться их, бесплотных, и заставить страдать? - Это нельзя легко ни обсудить, ни понять. Оттого и о падших демонах говорят, что они могли претерпеть телесную [муку]; утверждают, что [их] тела сваливались во что-то воздушное, что они восприняли, как тюрьму. С этого времени их стали называть воздушными силами, потому что у них было много власти над этим элементом, [воздухом], куда они были внедрены, как людей, например, господствующих на земле, назвали силами земными.

    Но если бы, говорят, пророк подразумевал под червями внутреннее разъедание душ, из-за чего - благодаря собственному сознанию - они мучатся от безнадежности [вымолить] прощение и от увеличения их будущей кары, и от ожидания огня, от которого будут страдать после воскресения тел,- тогда легко определить ад [вместе] как муку духовную, так и телесную; при сравнении с другими карами вы называете адские кары чем-то подобным - низким или худшим, что испытывают, как говорится, под землей или в каком-либо другом месте.

    Так как ясно, что земли располагались над водами, то разве можно сказать, что телесный огонь находится под землей, если не понять [выражение] "под землей" как [означающее] глубь этой земли относительно поверхности, на которой мы живем? Поскольку однако, число осужденных бесконечно, а, по утверждению Истины, избранных будет мало[49], то нельзя легко понять, что где-то лоно земли столь велико, что может заключать в себе так много тел. Поэтому если кому-либо покажется, что мощь Божественного Суда такова что Он может равно наказывать в любом месте тех, кого хочет [наказать], и что качество мест никак не касается ни наказания, ни славы, я не сомневаюсь, что с этим [мнением] согласились бы тем легче, чем сильнее оно, как кажется, передает Божественную мощь и более соответствует разуму. Так как мы почти [всегда] следуем общему мнению всех, кто говорит, что помещенные в один и тот же огонь страдают [неодинаково]: одни более, другие менее не из-за [разного] качества огня, а от своих заслуг, то я не вижу, каким бы образом огонь мог при наказании регулироваться Божественной мощью с точным соблюдением меры, вернее, разве Он не способен поражать муками разных осужденных в разных местах, то есть повсюду, где бы они ни находились, Он мучит теми карами, как Ему угодно, и всякие способы наказаний обращаются против них, как написано: Я буду биться за-ради Бога против безумцев всего мири [(Прем., V, 21)].

    Ведь по общему суждению (existimatio), в самом эфирном небе, где огонь жжет и сверкает тем резче и интенсивнее, чем он чище, он ограждает тела блаженных без какого бы то ни было ущерба, чтобы сохранить общую веру и тем самым способствовать их славе по воскресении; этого [сверкания] наша душа по слабости совершенно не может вынести. Свет также укрепляет здоровые глаза и усиливает больные. И кто ежедневно не обнаруживал столь разную природу у животных, которая, устраивая жизнь одних, убивает других вследствие разной комплекции тел, и то, что полезно одним, вредно другим, как одушевленным, так и неодушевленным! Люди умирают под водой, рыбы под открытым небом. Известно, что саламандры живут в огне, который прочим животным несет немедленную гибель. Яд позволяет жить змее, но отравляет человека. Одна и та же пища подходит по вкусу одним животным и смертоносна для других. Нет совершенно ничего, что могло бы соответствовать всему сущему. Родившиеся из одного и того же чрева, от одного и того же отца никогда не живут по одним и тем же обыкновениям, никогда не забавляются одними и теми же вещами, неодинаково сносят обиды, не страдают равно от холода или жары. Такая разность страстей происходит, конечно, не от качества наказывающих, но [от качества] наказываемых. Что же, следовательно, удивительного, если, воскрешая плоть за заслуги каждого в одном ли и том же месте или в разных состояниях праведность Божественного могущества руководит карой так, чтобы всех и повсюду равно можно было муками покарать? Именно над этим внимательно размышлял тот кто признавая, что никак нельзя избежать мести Бога, говорит: Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо. Ты там, сойду ли в преисподнюю и там Ты [(Псалмы, СХХХVIII, 7-8)].

    Кто, наконец, мог бы вообразить, что души злодеев страдают в аду более, чем те воздушные духовные существа, пребывающие в беспутстве и оповещающие повсюду о своих наказаниях? Несомненно, что эти были достойны тем большего наказания, чем - в том нельзя сомневаться - они негоднее. Кто также будет отрицать, что души нечестивых, по обретении вновь [своих] тел, куда бы они ни двигались, несут с собой свои муки, даже если ни одна из мук не была причинена извне? Мы видим, конечно, что многие душевные страдания до тех пор, пока это связано с плотью, привносятся либо изнутри, либо извне, являясь следствием какого-либо потрясения или изменения в теле: этих состояний нельзя лишиться ни при каком изменении места. Хотя я и опустил прочие страсти, но разве служит облегчению кары место, в которое ты теперь помещаешь умирающего или изнемогающего от мучительного страдания, если это страдание меньше всего можно облегчить [переменой] места? Или же, как напоминает блаженный Августин, у нас, умирающих перед смертью телесное страдание таково, что в результате [люди] взывают к душе покинуть тело. Как же можно подумать, что этого страдания, которым мы расплачиваемся здесь в предсмертной постоянной агонии, недостаточно для осуждения воскресших и ставших бессмертными тел, то есть что благодаря агонии оно, пожалуй, может быть не больше другого, при условии, что к нему не присоединится никакое наказание извне. Что же больше соответствует праведности, как не то, что ради [принятия] кары души вновь обретут свои тела, которыми они некогда злоупотребляли ради утех?

    Страдание при агонии, конечно, таково, что, каким бы тяжким ни было прегрешение и сколь бы короткой ни была агония, при очищении души [умирающему] достаточно поверить, что он не заслужит вечного осуждения; отсюда и, как признает блаженный Иероним, эта сентенция пророка: Господь не осудит дважды за одно и то же и не пошлет ему двойного терзания [(Наум. I, 9)][50]. Мы можем прочитать, что некоторые осужденные души не жалели возврата к настоящей жизни из мертвых, чтобы снискать спасение благим трудом, если бы им снова пришлось завершить ее приходом смерти. А в другом месте Писания мы обнаруживаем [следующее]: к моменту смерти некоторые души святых из страха перед мучением своего распада отступали перед уготованным блаженством, чтобы решительно бежать этого прежде того, как Господь повелит ангелам безболезненно восхитить их. Из этого ясно, какова [сила] предсмертного страдания, из-за которого, как мы сказали, один не желал восстать [из мертвых] от страха [перед болью даже] ради спасения, другой трепетал уходить [даже] ради блаженства. И известно, однако, что такое страдание полностью исключалось для тех, кому Он [того] желал, благодаря Божественному могуществу, как это утверждает и вышеназванный доктор, говорящий, что апостол Иоанн был избавлен как от смертного страдания, так и от разложения плоти. Тому же, кто может перед смертью вытерпеть полностью смертные муки, Он сам, кажется, может это [пожаловать], кому угодно и где угодно. Страдающая природа в действительности более склонна подвергаться каре, нежели избегать ее.

    Я думаю, что из всего этого ясно: качество места неважно для наказания осужденных, как не [важно] и для славы блаженных. Но "мучить в аду" или "предавать вечному огню" означает "мучить их высшими мучениями", что сравнивается прежде всего с огнем, ибо кажется, что мука, причиняемая этим элементом, наиболее жестокая. Кроме того, кажется, что это наиболее передает славу Божественного всемогущества, если Он Сам повсеместно равно и щедро раздает и кару при осуждении, и славу при блаженстве, потому что бесспорно: Он повсюду присутствует благодаря своему могуществу.


    Пьер Абеляр. Диалог между философом, иудеем и христианином


    ОБСУЖДЕНИЕ ЗДЕСЬ
    Эта статья изначально была опубликована в теме форума: АД: кто и почему пугает страшными муками? автор темы Николай Посмотреть оригинальное сообщение