Ожидание встречи Патриарха со студентами и преподавателями МГУ было тревожным. Накануне в соцсетях появились сообщения, что студентов на конференцию с участием предстоятеля РПЦ загоняют чуть ли ни силой. Одновременно опасались антицерковных акций в исполнении последователей Pussy Riot. А в последний момент стало известно, что Кирилл испытывает недомогание и врачи запрещают ему ехать в Университет.
Медикам не удалось уговорить Патриарха воздержаться от выступления перед студентами и он приехал. За этот мужественный шаг его поблагодарил ректор Виктор Садовничий и вручил высокую награду — диплом почетного доктора МГУ. И надел на шею поверх креста ленту с университетским нагрудным знаком.
Студенческих волнений не случилось: перед зданием стоял лишь одинокий пикетчик с плакатом "Гундяев — враг науке, искусству, прогрессу". Да и тот не смог объяснить корреспонденту "МК", в чем конкретно заключаются его претензии к священнослужителю.
С тем, что студентов заставляли идти на встречу, тоже вышел перебор. На самом деле просто мероприятие, в котором также участвовал Сергей Нарышкин, охранялось ФСО. И эта служба потребовала заранее предоставить ей списки присутствующих зрителей. А дальше как водится: кто-то хотел послушать Патриарха, но в списки не попал, кто-то — наоборот. Однако, по моим ощущениям, у большинства собравшихся в ДК МГУ желание увидеть Кирилла все-таки было. Тем более, что тему он затронул крайне животрепещущую: взаимоотношения РПЦ и власти.
"В православной традиции молиться за царей и всех начальствующих, — объяснял Патриарх студентам. — Еще апостол Павел говорил: „противящийся власти противится Господу". Государственная власть сдерживает зло и тем самым исполняет миссию, возложенную на нее самим Богом. Институт власти возник для того, чтобы охранять общество, чтобы люди могли жить сообща. Поэтому церковь четко, ясно поддерживает институт государственной власти. А государство — священный институт в сознании нашего народа".
Правда, по словам Кирилла, бывали случаи, когда государство изменяло своему предназначению, видело себя не слугой Бога, а мнило Богом самое себя. Тогда оно начинало бороться с церковью, как это прозошло в нашей стране в ХХ веке. Чтобы такого не происходило впредь, требуется держать людей, наделенных властью, под особым пасторским вниманием.
Патриарх в последние месяцы часто критиковался за "сращивание РПЦ и власти". На эти обвинения он ответил так:
"У нас светское государство. Но „светское" — не значит „атеистическое". Те же, кто требует, чтобы церковь не сливалась с государством, ломятся в открытую дверь. Они не могут слиться. Потому что государство принуждает исполнять законы, в том числе и силой. А церковь — это добровольное сообщество, добровольное послушание".
Михаил Зубов,
"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ", 29 сентября 2012 г. |