Понравилось Понравилось:  0
Благодарности Благодарности:  0
Показано с 1 по 5 из 5

Тема: Холокост в Эстонии: как это было

  1. #1 (803297)

    Unhappy Холокост в Эстонии: как это было


    Нина Рачинская, "Вести Дня"
    28 января 2007 15:24
    Два года назад генеральная Ассамблея ООН постановила считать день 27 января международным днем памяти жертв Холокоста. Сегодня ООН осудила любые попытки полностью или частично отрицать Холокост, равно как и попытки объявить его мифом. У официальной Эстонии свое мнение.
    В независимой Эстонии отношение к событиям Второй мировой войны свое. У нас "историки" Союза Отечества и многие члены парламента предлагают иное видение исторических событий 1941-1945 гг, отличное от признанного во всем мире. В октябре 2005 года немецкая газета "Junge Welt" с удивлением сообщала о том, что в Эстонии уже третий раз открывают памятник эстонцам, воевавшим в рядах 20-й дивизии SS. Только у нас можно прочитать и услышать "воспоминания" о том, что-де немецкая оккупация была культурной и цивилизованной и что лагеря смерти "были инсценированы" коммунистами, что они были вовсе не для уничтожения, а для перевоспитания трудом, и что евреев у нас никогда не расстреливали.
    Эстонцы тоже были в концлагерях
    Официальный представитель международного антифашистского комитета, председатель Эстонского объединения бывших узников концлагерей эстонец Георги Лойк, коммунистом никогда не был. Сейчас ему 87 лет. Его борьба с фашизмом началась еще в 1936 году, когда в составе юношеской олимпийской команды Эстонии Лойк попал в Берлин на Олимпиаду, которую "наци" пытались превратить в демонстрацию физического и духовного превосходства арийской расы. Во время проходивших состязаний гестаповцы пытались арестовать спортсмена-участника немецкого Сопротивления Вернера Зееленбиндера.
    Эстонские олимпийцы спрятали его в своей раздевалке, переодели в собственную форму и вывели за пределы стадиона. В феврале 1943 года Лойк, студент архитектурного факультета Таллиннского политехнического института, был арестован политической полицией за действия, направленные против оккупационной власти. "Атмосфера в стране была жуткой, — вспоминает Лойк. — Все жили в обстановке страха и доносов. Особенно досталось тем, кто при Советах получил земельный надел. Завистливые соседи и недоброжелатели сдавали их властям, называя коммунистами и пособниками врага". Он был осужден на пять лет, которые сначала отбывал в Хаапсалу, потом в Таллинне. Но в 1944-м отправлен в немецкий концлагерь Штутхоф, а затем в Бухенвальд, ставший последним местом пребывания для 56 тысяч людей самых разных национальностей.
    Как это было
    Был смертником и Лойк, поскольку работал на секретном производстве, где изготавливалось "оружие возмездия", крылатые ракеты Фау. В лагере действовало хорошо организованное подполье, одним из подвигов которого стало геодезический замер территории лагеря и военных заводов. Эти координаты бежавшие из лагеря французы сумели доставить в Англию, и вскоре союзники разбомбили тщательно замаскированное военное производство.
    "Наш почти невероятный план удался. Бомбы посыпались очень вовремя, немцы так и не успели разобраться, почему эти чудо-ракеты не долетали до Лондона, — вспоминает Лойк. — "Сложись все по-иному, фашисты расстреляли бы всех нас, занятых на этапе технического контроля: мы же выводили из строя гирокомпасы ракет!" После бомбардировки немцы продолжили производство ракет Фау на севере страны, недалеко от Киля. Туда же перевели и рабочих-заключенных, там они и встретили весть об окончании войны.
    "Недавно из архивов Вашингтона и Ватикана музеем Бухенвальда были выкуплены микрофильмы со списками узников концлагеря, работавших на этих заводах. Есть там и мое имя".
    Эстонцы участвовали в репрессиях
    В мае 1945 года бывшие узники концлагеря поклялись бороться с фашизмом до конца своих дней. В 1963 году Георг Лойк, Александр Экк и Константин Ярвине организовали в Эстонии Объединение бывших заключенных концлагерей. Даже сейчас список организации насчитывает около ста человек, побывавших в самых страшных лагерях смерти Германии, Польши, Эстонии. Так, Минна Чудеснова, руководитель бывших узников, проживающих в Ида-Вирумаа,- бывшая узница Освенцима. Айно Техванд из Тарту была заключенной тартуского концлагеря.
    В мирное время Георг Лойк занялся историей и отыскал уникальные материалы. Например, секретный доклад бриганденфюрера СС Вальтера Шталекера, управлявшего захваченными районами Прибалтики, о том, как Гиммлер видел будущее проживавших здесь народов. "Лучшую" в расовом отношении часть эстонцев предполагалось онемечивать культурно и политически и "разбавлять" имперским немецким населением. На основании архивных материалов он создал карту концлагерей на территории Эстонии, которые первоначально назывались воспитательно-трудовыми лагерями. Многие из бывших узников рассказывали о событиях минувших дней специальной Международной комиссии по расследованию преступлений против человечности на территории Эстонии в 1941-1945 годах, созданную президентом Л. Мери.
    Комиссия выяснила, что эстонский легион и несколько эстонских полицейских батальонов активно участвовали в облавах и расстрелах евреев на территории Белоруссии (по крайней мере, в городе Новогрудок), охраняли несколько лагерей в Эстонии, а также в польских городах Лодзь, Пшемысл, Ржешов, Тарнополь, участвовали в отправке в Германию гражданских лиц Польши и Белоруссии.
    Примерно 75% эстонских евреев, зная, что их ожидает, еще до прихода немцев бежали на территорию СССР. Оставшиеся (от 950 до 1000 мужчин, женщин и детей) были убиты до конца 1941 года. В расстрелах принимали участие и эстонцы.
    На территории Эстонии уничтожались евреи, привезенные из других стран — Литвы, Чехословакии, Германии и Польши. В течение 1942 года из Терезина прибыли до 3000 евреев, которых привезли в Калеви-Лийва и расстреляли.
    В Ягала в 1942 году был создан лагерь, комендантом которого был эстонец Александр Лаак. Рапорт комиссии называет имена пособников оккупантов: Хяльмар Мяэ, Оскар Ангелус, Альфред Вендт, Отто Леесмент, Ханс Саар, Оскар Йопик, Арнольд Радик и Йоханнес Соодла. Приведены имена руководителей политической полиции в Эстонии, чьи подписи стояли под приказами о расстрелах: Айн-Эрвин Мере, Юлиус Эннок, Эрвин Викс и Эвальд Миксон.
    У нас узников нет!
    Однако до сих пор Эстония упорно не хочет помнить имена палачей и не желает позаботиться о выживших жертвах репрессий. В 1994 году правительство Германии выделило 2 миллиона марок непосредственно для бывших заключенных, что стало результатом настойчивых требований Эстонского объединения узников фашизма. Однако эти деньги не попали в руки ветеранов. Эстонское правительство, как следует из документов, раздало эти деньги домам престарелых. Эстония вообще отказалась от помощи бывшим узникам лагерей, официально заявив, что таковых в Эстонии нет. И только белорусский Фонд "Взаимопонимание и примирение" помог бывшим узникам, живущим в Эстонии, получить причитающуюся им компенсацию от Германии. Этим людям не полагаются в Эстонии никакие льготы. Несмотря на возраст и болезни, Георг Лойк ездит в Германию на встречи международного антифашисткого комитета в Бухенвальд. Местные власти организуют его выступления перед немецкими школьниками. Официальные антифашистские организации настоятельно рекомендуют проводить такие выступления и перед эстонскими школьниками, но, похоже, в Эстонии никто не заинтересован в таком просвещении. Чиновники всех министерств, канцелярии президента и прочие госорганы неизменно заявляют в переписке, что не знают о существовании в Эстонии бывших узников фашизма. Лойк подготовил книгу "Спросите у нас. Мы последние…", но спонсора на ее издание в государстве пока нет.
    "Вести Дня"
    Мир на Израиля! Приди скорее, Иисус!
    Ожидающий Его, Владимир Ростовцев.

  2. #2 (803409) | Ответ на # 803297
    Ветеран
    Регистрация
    15.03.2004
    Пол
    Сообщений
    5,333
    Записей в дневнике
    4

    Антисемитизм в Эстонии

    Проблемы, связанные с антисемитизмом в Эстонии, в первую очередь, касаются исторических вопросов – уважения к памяти жертв Холокоста, отношения к эстонским союзникам гитлеровцев и т.п. Дискуссия вокруг этих проблем зачастую провоцирует антисемитские настроения.
    Определенный резонанс в стране имело «дело Михаила Горшкова», гражданина Эстонии, обосновавшегося после войны в США и получившего там американское гражданство. По данным Министерства юстиции США, в 1943 г. Горшков служил переводчиком в минском гестапо. Предполагают, что он имеет отношение к убийству в г. Слуцке (Беларусь) более 3000 евреев и сожжении гетто. Оказавшийся в конце войны в лагере для беженцев, организованном союзниками в Южной Германии, Горшков скрыл факт работы в гестапо. Он утверждал, что служил в эстонской пехоте. В 2002 г. он возвратился в Эстонию и в этом же году был лишен американского гражданства так как предоставил Иммиграционной службе США ложные данные.
    В начале декабря 2003 г. генеральный прокурор Эстонии Юри Пихль возбудил уголовное дело с целью установления факта связи Горшкова с убийством евреев в Беларуси в 1943 г., что равноценно соучастию в преступлениях против человечности. Однако следствие не пришло ни к каким-либо конкретным выводам.
    Иногда государственные деятели Эстонии не вполне адекватно трактуют события шестидесятилетней давности. Так, в день Памяти жертв Холокоста министр образования Тойво Майметс посоветовал упоминать в школах трагедию евреев в годы Второй мировой войны одновременно со сталинскими депортациями жителей Эстонии в 1940 и 1949 гг. Пожелание было исполнено. Контекст конференции, состоявшей в таллиннском Музее оккупаций 27 января, соответствовал «министерской» трактовке. Более того, один из ее организаторов заявил, что «понимать Холокост как чисто еврейскую трагедию – в корне неверно и узко» и «в большинстве стран Европы его трактуют иначе».
    Конечно, память о Холокосте не ограничивается двусмысленными заявлениями. Продолжается работа по установке мемориальных знаков у мест, где когда-то находились концентрационные лагеря. В рамках проекта, финансируемого Американским фондом сохранения наследия на основании подписанного с правительством Эстонии соглашения, будут установлены пять мемориальных знаков на местах трудовых лагерей и массовых казней. В целом работа проходит не без трудностей.
    В сентябре разгорелся скандал из-за того, что американская сторона, потребовав вначале указать в эпитафии 20 тысяч уничтоженных во время Холокоста евреев Эстонии, затем, сославшись на выводы Комиссии по расследованию преступлений оккупационных режимов, потребовала снизить эту цифру до 10 тысяч. Местная пресса подняла большой шум, обвиняя евреев в преувеличении числа жертв Холокоста в Эстонии. 21 сентября Совет Еврейской общины вынужден был выступить со специальным разъяснением по этому вопросу. В заявлении указывалось: «Совет Еврейской общины Эстонии с сожалением отмечает, что в последнее время в средствах массовой информации Эстонии появились разного рода спекуляции относительно реализации проекта увековечения мест, связанных с Холокостом на территории нашей страны. В частности, говорится об установлении дополнительных памятников, переделке существующих, ставится под сомнение число погибших в ходе массовых убийств… У нас вызывают недоумение появившиеся обвинения в адрес Еврейской общины в якобы неправильно отмеченном на указателе (памятном камне) количестве убитых евреев. Считаем необходимым подчеркнуть, что со стороны ЕОЭ высказывалось пожелание не указывать точные цифры. Однако оно не было учтено. С другой стороны, разночтения в количестве убитых евреев являются больше предметом спора исследователей. До сих пор считается реальной цифра, приводимая в публикациях Мемориального института Яд ва-Шем в Иерусалиме, специализирующегося на исследовании Холокоста европейских евреев. У нас нет оснований не доверять этим данным. Цифры, приводимые в отчётах Комиссии по расследованию преступлений оккупационных режимов на территории Эстонии, при всём нашем уважении к авторитетным учёным и общественным деятелям, входящим в её состав, являются лишь частью исследований, проведенных в последние годы, в то время как институт Яд ва-Шем изучает эту тематику в течение десятилетий. Но самое главное – мы считаем кощунственными спекуляции на количестве жертв, поскольку убийство даже одного человека только потому, что он был евреем, цыганом или свидетелем Иеговы, заслуживает того, чтобы об этом помнили, и чтобы это стало предостережением на будущее. Мы с опасением наблюдаем, что моральный аспект Холокоста постоянно вытесняется надуманными спекуляциями, а смысл его уроков – дискредитируется».

  3. #3 (803410) | Ответ на # 803409
    Ветеран
    Регистрация
    15.03.2004
    Пол
    Сообщений
    5,333
    Записей в дневнике
    4

    Продолжение

    Страсти утихли после того, как Комиссия при министерстве под председательством вице-канцлера Антона Пярна пришла к выводу, что надпись не должна содержать конкретных цифр. Ее текст будет таким: «В 1941 – 1944 гг. немецкие оккупационные власти создали в Эстонии двадцать концентрационных и трудовых лагерей, где погибли или были уничтожены тысячи евреев из многих стран и представители других национальностей. Здесь находился один из этих лагерей».
    Одновременно с сохранением памяти жертв Холокоста, предпринимаются попытки почтить память союзников палачей.
    Резкую отрицательную реакцию у руководителей еврейских организаций вызвала установка в уезде Ляэне-Вирумаа креста в память об эстонце Альфонсе Ребане. На его открытии присутствовал депутат Рийгикога от фракции партии «Исамаалийт» Тривими Веллисте. Штандартен-фюрер СС Альфонс Ребане в 1944 г. за участие в боях в Силезии был представлен к рыцарскому железному кресту с дубовыми листьями. Газета Индепендент отмечает, что в 1947 – 1961 гг. Ребане жил в Англии и сотрудничал с британской разведкой. В 1976 г. он скончался в Германии, а в 1999 г. с воинскими почестями перезахоронен в Эстонии.
    Еврейские организации утверждают, что подразделение Ребане в 1941 – 1944 гг. участвовал в карательных операциях на территории России и повинен в убийствах тысяч гражданских лиц. Организации намерены обратиться по этому вопросу к руководству Европейского Союза с замечанием, что установка монумента А. Ребане является только частью процесса возвеличивания эстонцев, воевавших на стороне нацистов, идущего с одобрения властей.
    Сторонники установки памятника утверждают (например, главный редактор уездного издания Вирумаа Театая Рейн Сикк), что «Альфонс Ребане был настоящим солдатом, он не был осужден за военные преступления, а все попытки сделать это являются политической игрой, цель которой убедить, что Эстония кишит фашистами».
    Весьма пышно прошел 12-й слет борцов за освобождение Эстонии, приуроченный к 60-летию боев под Синимяги и 10-летию вывода российских войск из Эстонии.
    В связи с указанными фактами 16 июля Еврейская религиозная община приняла заявление, в котором говорилось: «В последнее время как еврейские, так и нееврейские организации испытывают обеспокоенность в связи с проводящимися в Эстонии мероприятиями, цель которых героизировать эстонцев, воевавших стороне Гитлера против антифашистской коалиции. В их числе слёт легионеров, служивших добровольцами в воинских частях СС. Эти мероприятия (попытки открыть в Пярну памятник с нацистской символикой, слёт служивших в эстонских частях СС легионеров, намерение установить памятник в честь дивизии СС)… заставляют говорить либо о намеренной, либо о невольной реабилитации нацизма».
    Последующие события подтвердили наихудшие опасения. 20 августа на кладбище в Лихуле был установлен барельеф с изображением солдата в эсэсовской форме и табличкой «Эстонским воинам, сражавшимся за свободу и независимость страны в войне 1940 – 45 гг.». Лихула обязана этому своему старейшине Тийту Мадиссону, который после недолго забвения, наступившего вслед за выходом из тюрьмы, где он отсидел за попытку свергнуть законную власть, вновь заявил о себе. Именно местная власть в лице её главы Т. Мадиссона выступила застрельщиком событий.
    Открытие барельефа состоялось при стечении довольно большого количества зрителей (по некоторым оценкам – до 2 тысяч) и прессы, в том числе и иностранной, в первую очередь российской. Местный священник, вскинув руку в нацистском приветствии, благословил памятник. Заботу о безопасности проявляли молодчики в чёрных рубашках с антисемитскими рисунками. Полиция наблюдала издалека, хотя уездные власти не давали разрешения на проведение подобного мероприятия.
    Вскоре, правда, правительство заявило протест и объявило, что памятник незаконно установлен на государственной земле. 2 сентября вечером памятник, несмотря на протесты сторонников Мадиссона, был демонтирован. Протестующие попытались прорваться через кордоны полиции. Произошло первое после восстановления независимости столкновение полиции с толпой. Пострадали и полицейские, и ни в чем не повинный водитель крана, которого наняли для демонтации. В последовавших за этим многочисленных комментариях Мадиссон настаивал, что «русские сняли памятник по указке правительства». Правительству пришлось даже оправдываться за свои действия.
    Антисемитизм молодежных субкультур в Эстонии также тесно связан с исторической памяти времен Второй мировой войны.
    В конце января на празднике в народном доме Кехала волости Винни Ляэне-Вируского уезда рок-группа «Маррас» исполняла песню «Puhastaja» («Очиститель»), в которой прозвучали такие слова: «Приятно убивать евреев». Ведущий вечера Самуил Голомб, еврей, руководитель ракверской еврейской общины, прервал выступление. Участники группы, пытаясь замять инцидент, извинились перед С. Голомбом, утверждая при этом, что он неверно истолковал слова песни. Лидер группы и автор слов, использующий артистический псевдоним И. Маррас, заявил в уездной газете Вирумаа Театая: «Мы стоим за то, чтобы Эстонское государство не было бы в ж..е, наша идея – сохранение эстонского духа и патриотизма». Музыкант утверждал, что песня «Очиститель» рассказывает о Второй мировой войне и передает чувства немцев, которым «приятно убивать евреев». И. Маррас опроверг также какую-либо причастность к осквернению еврейского кладбище в Раквере осенью 2003 г. Тем не менее, С. Голомб обратился в Полицию безопасности (КАПО) с просьбой установить, являются ли слова «tappes juute hea on meel» («приятно убивать евреев») антисемитским призывом. Положительный ответ дал бы основание для возбуждения уголовного дело по факту разжигания межнациональной розни. Но КАПО вынесло отрицательное заключение. По словам комиссара Хенно Куурманн, следователи не обнаружили в упомянутой фразе и в самой песне элементов разжигания межнациональной розни. Уголовное расследование дело возбуждено не будет, так как «в данной песне не содержатся призывы ограничивать права и свободу других лиц, совершать действия, унижающие их достоинство, эта песня не призывает к насилию».
    ЕАЕК - Программа. Отчет. Подрробности

  4. #4 (803411) | Ответ на # 803410
    Ветеран
    Регистрация
    15.03.2004
    Пол
    Сообщений
    5,333
    Записей в дневнике
    4

    Холокост в забвении

    Посол США в Эстонии Джозеф М. Де Томас призвал эстонцев не предавать забвению преступления Холокоста, совершенные на территории Эстонии. Газета «Ээсти пяэвалехт» опубликовала во вторник статью Де Томаса, в которой он пишет, что, в отличие от многих европейских государств, Эстония в заметно меньшей степени признает Холокост частью своей истории и что после восстановления независимости Эстонии здесь никого не осудили за соучастие в Холокосте.

    «Отрицать Холокост в Эстонии на основании того, что советская оккупация нанесла этой стране больше вреда, нельзя», – пишет посол США на страницах эстонской газеты.
    Г-н Де Томас предложил Эстонии принять некоторые меры, перечислив их по пунктам.
    Во-первых, посол намекнул, что преступников-нацистов следует искать и расследовать их преступления столь же рьяно, как расследуются преступления бывших сотрудников НКВД, связанных с массовыми депортациями.
    «За все время после восстановления независимости ни один эстонец не был привлечен к ответственности за преступления, совершенные во время Холокоста. Частично это объясняется тем, что многих преступников судили в советское время. Эстонцев, подозреваемых в совершении военных преступлений, необходимо выявлять столь же рьяно, как государство выявляет подозреваемых в причастности к преступлениям советского режима. /.../ Как преступники, так и их жертвы должны дожить до торжества справедливости», – считает Де Томас.
    Во-вторых, представитель американского государства постарался напомнить эстонцам, что Холокост является неотъемлемой частью их истории.
    «По сравнению со многими европейскими государствами Эстония в значительно меньшей степени признает Холокост частью истории своего народа. Холокост имел место и здесь. Примерно тысяча эстонских евреев и еще больше неместных евреев были убиты на этой земле. Несмотря на это, День памяти жертв Холокоста почти не был удостоен внимания. Многие связанные с Холокостом места даже не отмечены табличками».
    В-третьих, г-н Де Томас предложил приложить усилия для того, чтобы народ знал свою историю, и начать со школьников.
    «Мне говорили, что в эстонских учебниках истории тема Холокоста занимает полторы страницы. Советую перевести какой-либо подходящий исторический текст на эстонский язык. Насколько мне известно, правительство уже взвешивает такую возможность»,–пишет посол США.
    Руководитель созданной по инициативе президента Эстонии для расследования преступлений против человечности международной комиссии Макс Якобсон считает, что укоры со стороны Де Томаса необоснованны.
    По словам Якобсона, в отчете комиссии детально описываются в числе прочего и совершенные во время германской оккупации Эстонии преступления, причем отчет доступен всем желающим и неоднократно обсуждался в газетах. Якобсон предположил, что Де Томас просто не читал отчета комиссии.
    «Разумеется, я разделяю точку зрения посла о том, что Холокост был ужасным преступлением и что потомки должны помнить о нем, – сказала министр иностранных дел Эстонии Кристийна Оюланд. – Мы неоднократно обсуждали эти темы с послом».
    Министр юстиции Мярт Раск сказал вчера журналистам, что согласен с важностью поднятой темы. «Посол стучится в открытые двери. Если бы он ознакомился с материалами работы международной комиссии, то его позиция, очевидно, изменилась бы», – заявил он.
    Раск подчеркнул, что очень внимательно прочитал статью Джозефа М.Де Томаса, но пока не пришел к окончательному выводу, что за ней стоит – личное мнение посла или позиция властей США. «Выводы делать рано», – заметил министр юстиции Эстонии.
    Максим РОГАЛЬСКИЙ
    ! Газета "Молодежь Эстонии"

  5. #5 (825719) | Ответ на # 803411

    холокост? холокост!

    слово-то забитое, заезженное, национализированное евреями.
    меж тем национальные историографии славянских постсоветских республик как минимум 15 лет интерпретируют холокост как геноцид коренного населения. так, например, в белорусской историографии по проблематике ВОВ - сборники бесчисленних конференций, газетные и журнальные публиукации - холокост трактуется именно как уничтожение населения БССР, белорусов в частности, с подчеркиванием правомерности употребления холокоста как термина, указующего на истребление славян и белорусов в частности.
    имхо, не вижу в этом особого смысла, хотя посыл здравый: белорусов в окупированной БССР погибло на порядки больше, чем евреев и прочих этнических меньшинств.

Похожие темы

  1. Мартин и Кати Лютеры.
    от vabakum в разделе Архив Библиотеки
    Ответов: 3
    Последнее сообщение: 01.05.2011, 15:35
  2. Сороковцев Б. Призыв к церквам в Америке
    от igor_ok в разделе Архив Библиотеки
    Ответов: 32
    Последнее сообщение: 27.07.2010, 00:33
  3. Анакондиа Карлос. Слушай меня, сатана
    от Николай в разделе Духовная Жизнь Христианина
    Ответов: 6
    Последнее сообщение: 29.10.2009, 07:24
  4. Джон Бивер «Победа в пустыне»
    от Николай в разделе Духовная Жизнь Христианина
    Ответов: 2
    Последнее сообщение: 03.07.2009, 00:19
  5. Кен Хем: ответы по эволюции
    от Николай в разделе Редиректы, старые темы
    Ответов: 1
    Последнее сообщение: 20.04.2008, 08:27

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •