ВИРУС ВОИНСТВУЮЩЕГО НЕВЕЖЕСТВА ПОРАЗИЛ РОССИЙСКОЕ ПРОТЕСТАНТСКОЕ СООБЩЕСТВО

«…Времен новейших Митрофан;
Нетесаный, недоученный…»

М.Ю. Лермонтов «Тамбовская казначейша»


Создание респектабельного образа российских протестантов в глазах общественного мнения нынче терпит очевидный крах. Как бы ни старались ушлые имиджмейкеры на ниве лакировки церковной действительности, оная проступает через елейный лак в чрезвычайно неприглядном виде. Эта неприглядность проявляется, прежде всего, в вопиющем невежестве, которое грозит стать массовым.
Дремучее невежество присуще, прежде всего, голове протестантской рыбы. Именно с головы гниение распространяется по всему ее организму, вплоть до хвоста. Примеров тому – масса!
Достаточно просмотреть относительно недавние публичные выступления протестантских предводителей или верных им до гроба публицистов.
Начнем, пожалуй, с характерных «ляпов» Первого заместителя Председателя РС ЕХБ Евгения Бахмутского.
В июне 2011 года он заявил: «Ближайший конгресс «Преображение» планируется провести с 25 по 29 июля 2012 года. Известно также, что форум будет посвящен Благовестию. Сейчас разрабатывается идейно-идеологическая основа конгресса, а к октябрьскому Совету РС ЕХБ планируется подготовить подробную программу мероприятия...» http://baptist.org.ru/news/broadcast/2983/
Любопытная конструкция используется г-ном Бахмутским – «идейно-идеологическая основа конгресса».
Настоящее масло масленое!
Наверное, «вице-президенту» хотелось ввернуть нечто ученое!
И ввернул!
По самое не балуйся!
Продемонстрировав не ученость, а невежество!
Ведь идеология это – по сути - совокупность идей. Идей, концептуально оформленных.
По смыслу созданного "виртуозом новояза" термина, выходит, что в основу конгресса будут заложены как сырые, высосанные из пальца, идеи, так и некая совокупность идей, концептуально оформленных коллективным гением РС ЕХБ.
Несколько раньше, в апреле 2011 года, Евгений Бахмутский дал интервью известному российскому религиоведу Роману Лункину, в котором он… отрекается от термина «протестантизм» применительно к истории Евангельского Движения в России: «…я бы отказался от употребления слова «протестанты», потому что Россия не была затронута Европейской Реформацией напрямую так, как это происходило например, в Прибалтике, Украине, Польше, у наших ближайших соседей. Протестантская Реформация не дошла до России в ее сегодняшних границах. Евангелие не пронизывало и не пронизывает пока что наше общество и общественное сознание. Россия еще ждет этого часа, и, по моему мнению, нуждается в духе Реформации. Надо говорить не о протестантизме как таковом, а о протестантской мысли и философии». http://baptist.org.ru/news/broadcast/2943/
Отречение от термина «протестантизм» само по себе выглядит нелепо, ибо произносится одним из лидеров именно протестантской деноминации!
Автор настоящей статьи не отрекается от протестантизма и принадлежности к нему, хотя и критикует его.
Критикует потому, что не отрекается!
А вот протестантскому вожаку, похоже, стыдно причислять себя к протестантам.
Только почему?
Смею предположить, что – вследствие исторического нигилизма, с одной стороны (у баптистов в ходу идейка, что они – единственные прямые наследники Христа – Прим. Авт.), а с другой стороны - из тактических соображений (у российского обывателя протестантизм ассоциируется с пресловутой «заграницей, поэтому баптистское братство пытается доказать свою автохтонность – Прим. Авт.).
Чтобы прикрыть очевидный исторический нигилизм, а заодно продемонстрировать личную «почвенность» г-н Бахмутский с присущей ему ненавязчивой скромностью замечает: «Я являюсь верующим в четвертом поколении». Будто сей факт обеспечит ему льготный билет в Небесный Иерусалим!
Смехотворна фраза потенциального (такой возможности исключить нельзя – Прим. Авт.) Председателя РС ЕХБ: «…Россия не была затронута Европейской Реформацией напрямую так, как это происходило например, в Прибалтике, Украине, Польше, у наших ближайших соседей. Протестантская Реформация не дошла до России в ее сегодняшних границах».
Евгению Бахмутскому следует записаться в Государственную публичную историческую библиотеку России (благо она находится неподалеку от Московской Центральной церкви ЕХБ – Прим. Авт.) и проштудировать труды российских дореволюционных историков протестантизма как раз о прямом воздействии Реформации на Московию.
И еще. Удивляет следующий призыв г-на Бахмутского: «Надо говорить не о протестантизме как таковом, а о протестантской мысли и философии».
Неужели он не понимает, что не корректно противопоставлять протестантизм и протестантскую мысль??!
Это попросту – абсурд!
Разумеется, не один Евгений Бахмутский претендует на мишурные лавры «мастера парадокса».
Его - по многим параметрам - оставил позади себя набирающий популярность в протестантской среде публицист Дмитрий Узенцев.
В многосерийной статье «Кризис традиционного богослужения (евангельской церкви) он, в частности, пишет: «Самым важным является поклонение Иисусу Христу, а служение – вторично. Служение как замещение поклонения, – это идолопоклонство, даже если предыдущие заслуги перед Господом просто невероятны и «совершенны». Делами нельзя ничего заработать или заслужить у Бога, даже собственную «святую форму богослужения». Этот путь всего лишь канонизирует традицию и, всё больше и больше со временем, лишает людей возможности воспринимать поклонение Богу на языке привычной им культуры. А значит, все меньше и меньше со временем, люди будут поклоняться там Богу… Мы должны подражать евангельскому духу братьев переживших гонения и лишения - не традиции мы должники и не ей мы должны подражать. Традиция всегда актуальна только в своё время – в свою современность» http://www.protestant.ru/news/analitiks/?id=6103
При внимательном прочтении этого пассажа нетрудно выявить, что автор противопоставляет поклонение Богу – служению Богу.
Бесспорно, что поклонение идет, в том числе, и посредством служения.
Ясно также, что т.н. «традиция» - не единственная опора в жизни.
Но Дмитрий Узенцев ее явно недооценивает.
Ведь традиция это, прежде всего, наработки. И не всякая традиция плоха только потому, что она – традиция.
Есть традиции, которые пережили свое время, но ничуть не утратили актуальности!
Только воинствующее невежество может презирать традиции! Их не нужно возводить в культ, но знать их, уважать их, своевременно и творчески использовать просто необходимо!
В противном случае мы уподобимся иванам, родства не помнящим, и будем наступать на одни и те же грабли.
Таким образом, перед нами возникает тяжелая задача преодоления невежества и темноты.
Полагаю, что ликвидировать невежество в обозримом будущем вряд ли удастся даже протестантским учебным заведениям, ибо подбор преподавателей осуществляется там, как правило, по этическим, а вовсе не по профессиональным качествам. Как говорилось в бородатом советском анекдоте о летающих кирпичах – «Был бы человек хороший!» Читатель не должен обольщаться: «хороший человек» это – не живой образчик христианской нравственности, а тот, кто лично предан ректору, проректору, академическому декану или… девочке-администратору, составляющей расписание на семестр. При подборе кадров учитывается, разумеется, то фактор, сможет ли преподаватель - в случае надобности – организовать проректору отдых в Анталье etc.
Вследствие хронического недобора абитуриентов, во многие христианские вузы берут – мягко говоря – странных персонажей.
А посему нормой становятся такие заявления учащихся: «Мы, студенты, знаем чему и как именно нас должны учить преподаватели!»
В некоторых учебных заведениях великовозрастные – специально назначенные академическими деканами – студиозусы пытаются выявить «степень еретичности» редких уже, действительно, профессиональных лекторов и ученых: все, что им «показалось еретичным» христианские осведомители в виде диктофонных записей приносят начальству (семинарии, академии, института и. т.п.).
Скажите на милость: как после этого нормальный педагог будет работать в т.н. «христианском» учебном заведении?
Я намеренно не пишу о результатах подобной порочной практики.
Приведу лишь один пример того, кого выпускают нынче протестантские «заведения»:
В июне 2011 года на сайте «Новосибирские Церкви Евангельских Христиан-Баптистов» было выставлено сообщение о выпуске в Новосибирской Библейской богословской семинарии (РС ЕХБ):
«Сегодня, 18 июня 2011 года, Божий народ собрался в стенах Новосибирской Библейской богословской семинарии, чтобы праздновать, молиться и благодарить Бога за 13 выпускников заочной богословской программы и 5 выпускников программы «Регент церковного хора». Этот день был особенным. Один из выпускников, Дмитрий Желтов (Минусинск, Красноярский край) поделился коротким и очень ярким свидетельством: «Когда-то я был в тюрьме и носил полосатую робу. Господь изменил мое сердце и дал мне новую робу, а на небе Он готовит мне славную белую робу». http://baptistnsk.ru/news/item/195-presentation-of-diplomas-in-nbbs.html
Показательна фраза выпускника семинарии о смене тюремного одеяния.
Тюремное одеяние (робу) - только белого окраса! - недавний студент-богослов намеревается носить и в Царствии Божием!
Перечитывая бодрую баптистскую реляцию о белой робе, почему-то на память пришли строки из популярной в нэповской России песенки: «И выдали Ванечке клифт полосатый с бубновым тузом на спине».
Весь учебный процесс закончился спичем о робе!
Это – закономерный его итог.
Так и хочется процитировать сетования влиятельного московского пастора Сергея Золотаревского о том, что «сегодня сокращается количество членов Церкви, по разным причинам люди уходят из Церкви, меньше стало людей обращаться к вере в Бога, и, как следствие, меньше совершается водных крещений, хотя сегодня много возможностей узнать о Боге и Его учении...» http://www.mbchurch.ru/news/church/4825/
Не секрет, что одна из этих причин – агрессивное невежество, прикрываемое Библейскими цитатами и приторным морализаторством.
Современный российский протестантизм напоминает вечно молодого (как тут не припомнить внеисторическое сознание доморощенных баптистов, евангельских христиан и т.п.! – Прим. Авт.) Дориана Грея из нашумевшего некогда романа Оскара Уальда. Так же как Дориан российские протестанты могут КАЗАТЬСЯ привлекательными, но их портрет, который хранится в «тайной комнате», увы, некрасив, так как он отражает их внутреннюю опустошенность.
По сути дела, это – настоящая трагедия, которую сами протестанты обычно предпочитают не замечать. Тех же из протестантской среды, кто бьет в набат, принято обвинять в клевете на Церковь Божию и непогрешимых деноминационных лидеров, которые «после Бога – первые».
Впрочем, всему сему надлежит быть.


Пастор Владимир СОЛОДОВНИКОВ, профессор Духовной Академии
Содружества Евангельских Христиан России (